Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого «Воскресение»

Цели:

- разобраться в проблематике и идейном пафосе последнего романа писателя;

- увидеть его жанровое новаторство в сравнении с ранними романами;

- понять жанрово-стилевое своеобразия романа в связи с общими закономерностями развития реализма в конце Х1Х века и идейно-творческой эволюцией Толстого.

Вопросы и задания:

1. Объясните тот факт, что роман начинается и заканчивается евангельскими цитатами (ч. III, гл. ХХVIII). Как такое «обрамление» характеризует авторскую установку, манеру?

2. Почему роман открывается повествованием о Катюше Масловой? Как в таком зачине раскрываются новые творческие установки автора?

3. Проанализируйте поэтику образа Катюши (портрет, имя, предыстория, жизненная судьба, эволюция).

4. Внимательно проанализируйте стилевые особенности главы 1 первой части. Как завязывается в ней основной конфликт романа? Как строится авторское повествование? Что нового появляется в манере повествования в сравнении с предшествующими романами?

5. Старый герой (Нехлюдов) и новые пути раскрытия его характера и жизненной судьбы (особое внимание обратите на главу 3 первой части).

6. Границы обличительного звучания авторского слова, объекты сатиры (ч.1, гл.6-8, 19-23, 27, 39; ч. 11, гл. 6, 17, 28).

7. Как понимаете смысл названия романа? Как определяете его жанр?

Источники:

Толстой Л.Н. Воскресение (любое издание)

Научная литература:

Кузина Л., Тюнькин К. «Воскресение» Л.Н. Толстого. М., 1978.

Маймин Е.А. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. М., 1978. С. 132-180.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1965. Гл. 7.

Практическое занятие № 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: