Цели:
- разобраться в полемических суждениях критиков и литературоведов относительно вынесенной в заглавие занятия проблемы;
- уяснить своеобразие композиции романа;
- понять своеобразие духовных исканий Анны и Лёвина.
- совершенствовать навыки анализа большого эпического произведения.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте различные точки зрения ученых на характер соотношения сюжетных линий Анны и Лёвина. Какая из концепций представляется вам наиболее убедительной и почему?
2. Назовите, с вашей точки зрения, наиболее важные и значительные эпизоды романа, в которых раскрывается отношение героев к любви и семье, где показывается среда их обитания, где раскрывается из духовный мир.
3. Установите линии сближения и расхождения Анны и Лёвина по таким проблемам:
а) характер и его социальная среда;
б) отношение к вопросам любви, семьи;
в) духовный мир личности (отношение к религии, вере);
г) жизненные позиции и финалы романной судьбы героев (проанализируйте предсмертный внутренний монолог Анны и финальные размышления Лёвина).
|
|
4. Проблемы, образы, идеи, входящие в роман по сюжетным линиям Анны и Лёвина. Как благодаря этому разд вигаются горизонты «широкого» романа?
Источники:
Толстой Л.Н. Анна Каренина (любое издание).
Научная литература:
Бабаев Э.Г. Из истории русского романа Х1Х века: Пушкин, Герцен, Толстой. М., 1984. Гл. 3.
Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1965. Гл. 4.
Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974. Ч.3. – «Анна Каренина». С. 160-173.
Практическое занятие № 8