Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования
«Юридический колледж Белорусского государственного университета»
Утверждаю
Заместитель директора по учебной
работе
_______________ О.М.Старовойтов
«____» __________________200__ г.
Политология
Учебно-методические РЕКОМЕНДАЦИИ
для учащихся по специальности 2-24 01 02 «Правоведение»
(заочная форма обучения)
Минск
Автор: | Суздалева И.В., старший преподаватель кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета» |
Самкова С.Л., преподаватель кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета» | |
Учебно-методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин, | |||
протокол от «_____» ____________ 201_ г. № _____ | |||
Заведующий кафедрой | |||
подпись | ФИО | ||
Учебно-методические рекомендации рассмотрены на заседании Педагогического совета Учреждения образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета» и рекомендована для использования в качестве учебно-методических рекомендаций для учащихся заочной формы обучения, | |||
протокол от «_____» ____________ 201_ г. № _____ | |||
Начальник учебно-методического отдела | Т. М. Русенчик | ||
подпись | ФИО | ||
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
|
1. Пояснительная записка…………………………………... | |
2. Тематический план ……………………………………… | |
3. Материалы практических занятий …………………….. | |
4. Список литературы и источников, рекомендуемых для самостоятельного изучения и при выполнении домашних контрольных работ ……………………………………. | |
5. Вопросы к зачету ………………………………………... | |
6.Методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ………………………………… | |
7.Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся…………………………………………………………. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по учебной дисциплине «Политология» (далее – программа) предусматривает комплексное изучение политической науки.
Учебная программа по учебной дисциплине «Политология» подготовлена на основе типовой учебной программы «Основы социологии и политологии» для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образовании Республики Беларусь 07.06.2010 г. Данная программа является новой редакцией учебной программы, разработанной ранее.
|
|
Цель изучения учебной дисциплины «Политология» – заложить основы политических знаний, сформировать у учащихся компетенции, которые обеспечивают решение и выполнение гражданских, социально-профессиональных и личностных задач и функций.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
формирование уровня научно-теоретических представлений о политической сфере жизнедеятельности общества, феномене властных отношений, их институциональном воплощении; анализ политических отношений и выработка понимания политики как процесса; формирование у учащихся научного мировоззрения, умения анализировать общественно-политические и социально-экономические процессы в стране и мире; обучение навыкам научного анализа текущей политической ситуации; формирование системы знаний об обществе, правах и обязанностях граждан, ответственности за самого себя, семью, страну; приобретение умений, навыков и качеств, необходимых для осознанного гражданского участия в делах общества и государства; формирование у учащихся патриотического сознания в контексте фундаментальных ценностей и идеалов белорусского общества; воспитание гражданской политической культуры и этики межличностных, межнациональных и межконфессиональных отношений в обществе.
Изучение программного учебного материала базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися в ходе изучения такой учебной дисциплины, как «Обществоведение».
Учебная дисциплина «Политология» является дисциплиной социально-гуманитарного цикла, тесно связана с такими дисциплинами, как «Основы социологии», «Общая теория права», «Основы идеологии белорусского государства», «История государства и права Беларуси», «Конституционное право».
Методика преподавания дисциплины строится на сочетании теоретических и практических занятий, дополняемых самостоятельной работой учащихся с учебной литературой и нормативными правовыми актами. Для повышения качества усвоения материала возможно проведение круглых столов, коллоквиумов, а также подготовка учащимися рефератов (докладов, выступлений), привлечение к проведению учебных занятий практикующих в области политологии специалистов.
Для обеспечения должного уровня подготовки специалистов в процессе изучения учебной дисциплины рекомендуется использовать технические средства обучения, раздаточные материалы (схемы, таблицы и т.д.). Программа содержит примерный перечень оснащения кабинета техническими и демонстрационными средствами обучения, необходимыми для обеспечения образовательного процесса.
В целях контроля усвоения программного учебного материала предусмотрено проведение одной обязательной контрольной работы; домашней контрольной работы– в целях контроля самостоятельной работы учащихся и координации работы над учебным материалом в межсессионный период, за счет времени отведенного на изучение дисциплины. Тематика, перечень вопросов и задания для контрольных работ разрабатываются преподавателем учебной дисциплины и обсуждаются на заседании кафедры.
Программой определены цели изучения каждой темы, спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны
знать на уровне представления:
понятие политики, ее границы;
основные понятия и категории политологии, основные положения политической теории;
общую характеристику политической и государственной власти;
основы избирательного права, принципы и механизмы избирательной системы Республики Беларусь.
знать на уровне понимания:
|
|
политическое состояние общества;
основные закономерности политических отношений;
структуру политической системы и роль основных политических институтов;
конституционные основы политической системы и избирательного процесса в Республике Беларусь.
уметь:
использовать политологические знания при анализе конкретных социально-политических ситуаций;
применять политологические знания в процессе взаимодействия с социально-политическими организациями, институтами общества, социальными группами и общностями;
использовать политологические знания в предстоящей профессиональной деятельности;
участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия.
В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине, разработанные на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2004 № 17).
Приведенный в программе тематический план является обязательным для составления календарно-тематических планов. По рекомендации преподавателя решением кафедры в тематический план могут быть внесены обоснованные изменения в содержание программного учебного материала и распределение учебных часов по разделам и темам в пределах общего бюджета времени, отведенного на изучение учебной дисциплины. Все изменения должны быть рассмотрены на заседании совета учреждения образования и утверждены заместителем директора по учебной работе.
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН заочной формы обучения
(приложение к рабочей программе)
Раздел, тема | Количество учебных часов | Время на самостоятельную работу учащихся (часов) | ||||
Всего | В том числе | |||||
Для дневной формы | Для заочной формы | на установочные занятия | на обзорные занятия | на практические занятия | ||
Введение | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
Раздел 1.Что такое политика? | 5,5 | - | 3,5 | 11,5 | ||
1.1. Политика и ее границы | 1,5 | 1,5 | 3,5 | |||
1.2. Этапы становления и развития политической науки | ||||||
1.3. Структура, методы и функции политологии | ||||||
1.4. Политическая система общества и политические режимы | ||||||
Обязательная контрольная работа по разделу 1 | 1 | |||||
Раздел 2. Власть | - | - | ||||
2.1. Политическая власть. Теория властных отношений | ||||||
Раздел 3.Государство и демократия | - | - | - | - | ||
3.1. Государство в политической системе. Институты государственной власти | ||||||
3.2. Общественные объединения и организации. Политические партии и партийные системы | ||||||
3.3. Демократическая политическая система. Сущность и модели демократии | ||||||
3.4. Представительство и выборы. Избирательные системы | ||||||
Раздел 4.Личность и политика | - | - | - | - | ||
4.1. Политический процесс | ||||||
4.2. Политическое сознание. Политическая культура и политическая социализация | ||||||
Раздел 5.Международные отношения, глобальные проблемы политического развития | - | - | - | - | ||
5.1. Система современных международных отношений. Внешняя политика государств | ||||||
5.2. Геополитика. Основные геополитические концепции. Теория глобализации | ||||||
Итого | - |
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
|