Соединение деталей при помощи резьбы является одним из старейших и наиболее распространённых видов разъёмных соединений - около 60% деталей машин имеют резьбу. Резьбовая поверхность образуется путем вращения по винтовой линии геометрической фигуры абв, называемой профилем, относительно оси ОО ʹ так, чтобы плоскость профиля проходила через эту ось (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Резьбовая поверхность
Принята классификация по следующим признакам:
1) по форме профиля различают: треугольные, прямоугольные, трапецеидальные и круглые резьбы;
2) по числу профилей различают резьбы: однозаходную, двухзаходную, трехзаходную;
3) по направлению винтовой линии: правую и левую резьбы;
4) по форме основной поверхности: цилиндрические и конические резьбы; наиболее распространена цилиндрическая резьба, коническую резьбу применяют для плотного соединения труб, маслёнок, пробок и т.п.;
5) по расположению относительно основной поверхности различают наружные и внутренние резьбы;
6) по назначению: крепёжные и ходовые.