Методы снижения финансовых рисков

Диверсификация как метод снижения финансовых рисков за­ключается в распределении усилий и ресурсов между различными видами деятельности, как правило, при формировании валютного, кредитного, депозитного, инвестиционного портфелей предпри­ятия. Механизм диверсификации позволяет минимизировать ва­лютные, процентные, инвестиционные и некоторые другие виды рисков.

Различают вертикальную и горизонтальную диверсификацию видов деятельности. Вертикальная диверсификация предполагает распределение ресурсов между различными, несхожими видами деятельности, горизонтальная - распределение ресурсов между разными предприятиями сходного профиля деятельности.

Валютный риск снижается путем формирования валютного портфеля предприятия из различных видов валют.

Инвестиционные риски снижаются путем создания инвести­ционного портфеля фирмы. Обычно в стандартный инвестицион­ный портфель входят ценные бумаги, имеющие альтернативные Цели: получение процентов на вложенный капитал, сохранение ка­питала от инфляции, обеспечение прироста капитала за счет роста курсовой стоимости приобретенных акций. Благодаря такому фор­мированию инвестиционного портфеля происходит "усреднение" инвестиционного риска путем диверсификации.

Основные формы диверсификации финансовых рисков сле­дующие:

  • Диверсификация предпринимательской деятельности фирмы, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, непосредственно не связанных друг с дру­гом. В таком случае, если в результате непредвиденных со­бытий один вид деятельности окажется убыточным, другие будут приносить прибыль.
  • Диверсификация портфеля ценных бумаг, которая позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.
  • Диверсификация программы реального инвестирования. При формировании реального инвестиционного портфеля целесообразно отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного, крупного инвестиционного проекта.
  • Диверсификация кредитного портфеля фирмы, которая направлена на снижение кредитного риска, возникающего при коммерческом кредитовании, и которая предусматривает разнообразие покупателей продукции и услуг.
  • Диверсификация валютной корзины фирмы, которая предусматривает выбор нескольких видов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэкономических операций, что дает возможность минимизировать валютные риски.
  • Диверсификация финансового рынка, которая предусматривает организацию работ одновременно на нескольких сегментах финансового рынка. Неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других.

Примерами диверсификации с целью снижения банковских рисков могут быть:

  • предоставление кредитов более мелкими суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования;
  • образование валютных резервов в разной валюте с целью уменьшения потерь в случае падения курса одной из валют;
  • привлечение депозитов, вкладов, ценных бумаг более мелкими суммами от большего числа вкладчиков и т.д.

Выход за пределы рынка одной страны может уменьшить ко­лебания спроса, а соответствующее увеличение клиентов уменьша­ет уязвимостьпроекта или вида деятельности при потере одного или нескольких клиентов.

Важным условием эффективности диверсификации является независимость объектов вложения капитала. Так, при планирова­нии с целью снижения риска желательно выбирать производство таких товаров, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, т.е. при увеличении спроса на один товар спрос на другой предположительно уменьшается, и наоборот. Такаявзаимо­связь между рассматриваемыми показателями носит название "отрицательная корреляция".

Диверсификация является наиболее обоснованным и относи­тельно менее издержкоемким способом снижения финансового риска. В то же время следует помнить, что диверсификация являет­ся способом снижения несистемного риска. Посредством диверси­фикации не может быть сокращен системный риск, который обу­словлен общим состоянием экономики и связан с такими фактора­ми, как война, инфляция, глобальные изменения налогообложения, изменения денежной политики и т.п.

Лимитирование концентрации финансовых рисков произ­водится путем установления определенных нормативов в процессе хозяйственной деятельности. Таким образом, лимитирование - это установление системы ограничений сверху и снизу, способствую­щее уменьшению степени риска. Примером лимитирования являет­ся установление наибольшего размера (лимита) суммы, которую страховщик может оставить на собственном удержании. Превыше­ние этой суммы влечет отказ от страхования или использование таких форм, как сострахование или перестрахование.

На практике активно применяются следующие виды ограни­чении: по срокам (заемных средств, инвестиций и т.п.); по структу­ре (доле отдельных затрат в общем объеме, доле каждого вида цен­ных бумаг в общей стоимости портфеля, доле льготных акций в общем объеме выпуска, удельному весу заемных средств, исполь­зуемых в хозяйственной деятельности предприятия, и т.д.); по Уровню отдачи (установление минимального уровня доходности проекта) и др.

Лимитирование применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд; хозяйствующими субъектами - при прода­же товаров в кредит (по кредитным картам), по дорожным чекам, еврочекам и т.п.; инвесторами - при определении сумм вложения капитала и т.д. В первую очередь это относится к денежным сред­ствам - установлению предельных сумм расходов, кредита, инве­стиций. Так, например, ограничение размера выдаваемых кредитов одному заемщику позволяет уменьшить потери в случае невозврата долга.

На предприятии разработкой таких внутренних нормативов занимается финансовая служба самого предприятия, поскольку специалистам данной службы лучше, чем кому-либо другому, из­вестны особенности его финансовой и производственной деятель­ности.

Большое значение в управлении рисками имеет повышение уровня информационного обеспечения хозяйственной деятель­ности. Процесс управления всегда предполагает получение, пере­дачу, переработку и практическое использование информации. Приобретение надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильное решение по действиям в условиях риска. Информаци­онное обеспечение состоит из разного рода информации: статисти­ческой, экономической, коммерческой, финансовой и т.д. Сюда входят сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спроса на товары, на капитал, о фи­нансовой устойчивости и платежеспособности клиентов, партне­ров, конкурентов и т.п.

Некоторые виды информации составляют предмет коммерче­ской тайны, другие могут быть одним из видов интеллектуальной собственности, а значит, являются частью нематериальных активов фирмы. Наличие достаточной и надежной деловой информации позволяет быстро принимать финансовые и коммерческие реше­ния, влияет на правильность таких решений, а это ведет к сниже­нию потерь и увеличению прибыли. При этом большое значение имеет качество информации, которое следует оценивать при ее по­лучении, а также время ее получения, поскольку информация бы­стро стареет. Кроме того, важным обстоятельством являются не только сбор и хранение информации, но и возможность быстро отыскать и применить нужную информацию, которая обеспечива­ется современными компьютерными системами.

Как правило, решения принимаются в условиях неопределен­ности экономической среды и ограниченности информации. Сде­лать более точным прогноз и тем самым снизить риск можно, толь­ко своевременно получив полную и достоверную информацию как о внутренних факторах деятельности фирмы, так и о ее внешнем окружении. Таким образом, информация превращается в товар, а торговля ею переходит в сферу предпринимательства. Недооценка информации увеличивает уровень риска, поэтому важной задачей менеджера является правильное определение цены информации.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вло­жения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная. При этом необходимо сопоставить возможные прибыли, получаемые от владения инфор­мацией, и убытки, возникающие при ее отсутствии. Часто необхо­димая для принятия надежного решения информация либо трудно­доступна, либо стоит слишком дорого. В стоимость информации нужно включать время, затраченное на ее сбор, стоимость услуг внешних консультантов. Поэтому для предпринимателя важно ре­шить, насколько существенна выгода от дополнительной информа­ции, насколько само по себе важно решение, для которого подоб­ная информация необходима,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: