Тема 3. Внутренние и внешние источники финансовой санации предприятий

1. Правила финансирования.

2. Классификация внутренних источников финансирования.

3. Классификация внешних источников финансирования.

1. Правила финансирования
  основные правила Золотое правило финансирования Золотое правило баланса Правило вертикальной структуры капитала Кредиторы и инвесторы, желающие иметь гарантии своих вкладов и не допустить нарушения финансового равновесия, требуют придерживаться определенных правил во время формирования структуры капитала. Однако, не всегда придерживание этих правил является решающим критерием во время принятия инвестиционных решений, но на практике эти правила широко используются для анализа финансового состояния предприятия, оценки кредитоспособности и инвестиционной привлекательности. Придерживание правил формирования активов и пассивов является необходимым условием обеспечения финансового равновесия и оптимизации структуры капитала. Правила финансирования формируют принципы, согласно с которыми предприятие мобилизует финансовый капитал. На них следует обращать внимание, вырабатывая стратегию привлечения финансовых источников санации предприятия. Различают такие финансирования предприятия: · золотое правило финансирования; · золотое правило баланса; · правило вертикальной структуры капитала. Первые два правила характеризуют горизонтальную структуру капитала и имущества предприятия. Последнее касается лишь пассива баланса. Все три правила базируются на расчете показателей, характеризующих соотношение отдельных статей баланса. Его называют еще золотым банковским правилом или правилом согласованности сроков. Это правило требует, чтобы сроки, на которые мобилизуются финансовые ресурсы, сходились со сроками, на которые они вкладываются в реальные или финансовые инвестиции. Это означает, что финансовый капитал должен быть мобилизован на срок, не менее того, на который соответствующий капитал замораживается в активах предприятия, т.е. в объектах основных и оборотных средств. Предприятие, придерживаясь требований золотого правила финансирования, обеспечивает себе стабильную ликвидность и платежеспособность. Но во время применения этого правила возникает проблема сравнения отдельных статей актива и пассива баланса (отдельных объектов инвестирования и источников финансирования). Это можно делать только на стадии планирования финансово-хозяйственной деятельности. На практике, применяя золотое правило финансирования, пользуются двумя условиями выражающими его смысл: В случае применения этого правила финансирования финансовое равновесие обеспечивается при таких условиях: 1) инвестированный капитал своевременно (в предусмотренные сроки) освобождается в результате хозяйственной деятельности; 2) существует возможность пролонгации сроков возврата кредитов; 3) платежи, срок оплаты которых не настал, можно осуществить за счет поступлений от операционной и инвестиционной деятельности. При этом возникает парадокс. Золотое правило финансирования выполняется, если имеется возможность пролонгации или привлечения нового капитала в случае наступления сроков погашения предыдущей задолженности. При этом, если возможна пролонгация, тогда совсем не обязательна параллельность сроков, на который которые привлекается капитал, и сроков инвестирования. Золотое правило баланса требует не только параллельности сроков финансирования и инвестирования, но и придерживание определенных соотношений между отдельными статьями пассивов и активов. Это правило требует выполнения двух условий: 1) основные средства должны финансироваться за счет собственного капитала и долгосрочных займов; 2) долгосрочные капиталовложения должны финансироваться за счет средств, мобилизованных на долгосрочный период. Использование золотого правила баланса дает возможность избежать проблем с ликвидностью, если списание активов в результате хозяйственной деятельности по объемам и срокам совпадает с погашением привлеченного капитала и если денежных поступлений достаточно для обеспечения расчетов в процессе текущей операционной деятельности. В долгосрочном капитале должна существовать возможность пролонгации сроков погашения существующих кредитов и привлечения нового капитала. Если такие возможности существуют, то придерживаться золотого правила баланса необязательно. Правило вертикальной структуры капитала связано с анализом состава и структуры источников формирования капитала. Привязка к активам, т.е. к направлениям использования финансовых ресурсов предприятия, в этом случае не производится. Правило вертикальной структуры требует придерживаться определенного соотношения собственного и заемного капитала предприятия. Анализируя вертикальную структуру баланса, исчисляют два основных показателя: коэффициент финансовой независимости и коэффициент финансового левереджа. Коэффициент финансовой независимости определяется как соотношение общей суммы собственных средств к итогу баланса. Чем больше значение коэффициента, тем благополучнее финансовое состояние предприятия. Коэффициент финансового левереджа характеризует зависимость предприятия от заемного капитала и определяется как соотношение заемного капитала и источников собственных средств. Что касается структуры капитала, существуют разные взгляды. Одни экономисты считают, что соотношение – собственного и заемного капитала должно составлять 1:1. В этом случае общая сумма задолженности не должна превышать сумму собственных источников финансирования. Согласно с другим толкованием правила вертикальной структуры капитала, для промышленных предприятий часть собственного капитала должна составлять не менее 60%, для торговли – 50%. Существует также мнение, что соотношение собственного и заемного капитала должно составлять 2:1. На практике, структура капитала предприятия в значительной степени зависит от отрасли производства, формы организации бизнеса, а также от других специфических факторов. При определении оптимальной структуры капитала следует учитывать, что главная цель любого предприятия – это максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Если рентабельность совокупного капитала превышает проценты за пользование кредитом, то предприятию выгодно привлекать займы. Если же проценты за кредиты превышают рентабельность активов, то финансирование за счет привлечения кредитов следует минимизировать. Таким образом, рассчитать оптимальную структуру капитала для всей совокупности предприятий не возможно. Даже для предприятий одной отрасли это нецелесообразно, поскольку оптимальное соотношение собственного и заемного капитала зависит от специфических условий деятельности каждого конкретного предприятия (отрасль, форма собственности, месторасположение, прибыльность активов, процентные ставки по кредитам). Существует мнение, что оптимальной структуры капитала на практике не существует вообще. Объем возможной задолженности предприятия ограничивается готовностью кредиторов предоставлять займы. Эта готовность зависит от уровня риска не возврата кредитов. Риски, связанные с ухудшением структуры капитала предприятия и колебаниями рентабельности собственного капитала, оцениваются с точки зрения эффекта финансового левереджа.
2. Классификация внутренних источников финансирования
  В литературе по вопросам финансовой санации различают два вида реакции предприятия на финансовый кризис: 1. Оборонительная стратегия, которая предусматривает резкое сокращение затрат, закрытие и распродажу оборудования, увольнение персонала, сокращение отдельных частей рыночного сегмента, уменьшение отпускных цен и объемов реализации продукции. 2. Наступательная стратегия, предусматривающая активные действия: модернизацию оборудования, внедрение новых технологий и эффективного маркетинга, повышение цен, поиск новых рынков сбыта продукции, разработку и реализацию прогрессивной стратегической концепции контролинга и управления. В зависимости от выбранной стратегии предприятие выбирает такие внутрихозяйственные санационные мероприятия, которые берут свое начало на предприятии и не связаны с финансовым участием третьих сторон (собственников, кредиторов, государства). Используя внутренние финансовые резервы, предприятие может не только преодолеть внутренние причины кризиса, а и в значительной мере снизить зависимость эффективности санации от привлечения внешних финансовых источников. При этом на предприятиях, находящихся в финансовом кризисе, полностью используются такие классические источники самофинансирования как прибыль и амортизационные отчисления. Мобилизация внутренних резервов финансовой стабилизации предприятия направлена на повышение (или возобновление) его платежеспособности и ликвидности. Этого можно достичь увеличением объемов входящих денежных потоков (например, за счет увеличения выручки от реализации, продажи части основных фондов, рефинансирования дебиторской задолженности) или в результате сокращения исходящих денежных потоков (уменьшения расходов, относящихся на себестоимость продукции или покрываемых за счет прибыли).
  Увеличение выручки от реализации Реструктуризация активов Финансирование санации предприятия за счет увеличения входящих денежных потоков можно классифицировать следующим образом: Первым симптомом финансового кризиса на большинстве предприятий является уменьшение уровня реализации продукции. В долгосрочном периоде увеличение выручки от реализации и на этой основе достижение определенного уровня прибыльности является главным заданием санации предприятия, так как все краткосрочные мероприятия улучшения финансового состояния предприятия теряют смысл, если из-за дефицита в сфере сбыта продукции предприятие через определенное время снова станет финансово несостоятельным. Чтобы увеличить объемы реализации, следует максимально активизировать сбытовую политику предприятия. Стимулировать сбыт можно, как предоставляя скидки покупателям, так и умеренным увеличением цен; как использованием массовой рекламы, так и ее прекращением. Вообще, не существует единых для всех предприятий рецептов увеличения объемов реализации. Все мероприятия по увеличению выручки должны базироваться на системе краткосрочных прогнозов объемов сбыта с учетом динамики цен и соответствующих им объемов реализации. К основным санационным мероприятиям в сфере сбыта относятся: · анализ рынков сбыта готовой продукции; · проверка порядка ценообразования; · проведение акций по специальным распродажам; · повышение качества обслуживания клиентов; · анализ сервисных услуг; · применение гибкой системы премирования для продавцов; · внедрение гибкой системы скидок; · анализ путей сбыта; · осуществление рекламных акций; · повышение эффективности работы с общественностью; · использование системы скидок за ускоренную оплату продукции. Эта группа санационных мероприятий связана с изменением структуры и состава актива баланса (что может сопровождаться и изменением пассива баланса). В рамках реструктуризации активов выделяют такие виды санационных мероприятий: 1. Мобилизация скрытых резервов. Скрытые резервы – это часть капитала предприятия, которая не отражена в его балансе. Например: разница между балансовой стоимостью отдельных объектов и их реальной стоимостью. Скрытые резервы мобилизуются: 1) реализацией отдельных объектов основных и оборотных средств, которые непосредственно не связаны с процессом производства и реализации продукции; 2) индексацией балансовой стоимости имущественных объектов, которые не возможно реализовать без нарушения нормального производственно цикла (Этот метод не связан с повышением платежеспособности, но может улучшить кредитоспособность предприятия). 2. Использование обратного лизинга. В среднесрочной и долгосрочной перспективе использовать основные средства, взятые в лизинг, предприятию невыгоднее, чем использовать их на условиях собственности. Кроме того, в результате обратного лизинга снижается кредитоспособность предприятия. Но при этом, платежеспособность его повышается, что дает возможность рассчитаться по текущим обязательствам и избежать возбуждения дела о банкротстве. 3. Сдача в аренду основных средств. Целесообразно сдать в аренду основные средства, которые не в полной мере используются в производственном процессе. 4. Оптимизация структуры размещения оборотного капитала. Сущность этого мероприятия состоит в уменьшении части низколиквидных оборотных средств: запасов сырья и материалов, НЗП и т.д. Определение оптимального объема и структуры запасов является задачами контролинга материальных потоков. Следует также учитывать, что излишние запасы обуславливают не только снижение ликвидности предприятия, но и дополнительные затраты (складские или рабочей силы). Кроме того существует риск потери качества или уценки отдельных видов сырья и материалов. 5. Продажа низкорентабельных структурных подразделений За счет этой операции предприятие может получить инвестиционные ресурсы для перепрофилирования производства на более прибыльные виды деятельности. 6. Рефинансирование дебиторской задолженности. Это форма реструктуризации активов, которая состоит в переводе дебиторской задолженности в другие, ликвидные формы оборотных активов: денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и т.д. К основным формам рефинансирования дебиторской задолженности относятся: 1. Факторинг – продажа дебиторской задолженности в пользу факторинговой компании или банка, т.е. это операция переуступке первым кредитором прав требования долга третьего лица другому кредитору с предварительной или последующей компенсацией стоимости такого долга первому кредитору. 2. Учет или дисконтирование векселей. Сущность этой операции состоит в том, что банк, приобретая вексель, срочно его оплачивает предъявителю, а платеж получает по наступлении срока погашения векселя. 3. Форфейтинг. Это кредитование внешнеэкономических операций в форме выкупа у экспортера векселей импортера. Кроме того, к мероприятиям по реструктуризации дебиторской задолженности относятся и процедуры по принудительному взысканию задолженности, включая иски в хозяйственные суды.
  Снижение себестоимости продукции Уменьшение затрат не относящихся на себестоимость Замораживание инвестиций Одним из основных направлений повышения платежеспособности и восстановления финансовой устойчивости предприятий, находящихся в финансовом кризисе, является уменьшение исходящих денежных потоков. Финансирование санации предприятия за счет сокращения исходящих денежных потоков можно классифицировать следующим образом: В краткосрочном периоде санационные мероприятия, связанные со снижением себестоимости продукции, выявить и мобилизировать легче, чем резервы по увеличению выручки от реализации продукции. Чтобы систематизировать работу, направленную на поиск резервов уменьшения затрат производства, необходимо затраты сгруппировать по основным признакам: · по местам возникновения; · по видам продукции, работ, услуг; · по масштабам и характерам затрат; · по способам перенесения стоимости на продукцию; · по степени влияния объемов производства на уровень затрат; · по календарным периодам. Резервы экономии производственных затрат выявляются во время планирования затрат и анализа отклонений фактических результатов от запланированных. Особое внимание уделяется анализу причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: - перерасход топлива, энергии, сырья и материалов; - доплаты работникам за отклонения от нормальных условий труда и работу сверхурочно; - расходы по простоям (недозагруженности) машин и оборудования, из-за аварий; - отсутствие налаженных хозяйственных связей с поставщиками сырья и материалов; - нарушение трудовой и технологической дисциплины и т.д. Т.е. уменьшение расходов, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов в бюджет: · штрафы за нарушение хозяйственных договоров; · штрафы за несвоевременное предоставление в налоговую инспекцию отчетности и за задержку перечисления средств в бюджет и государственные целевые фонды; · проценты за просроченные банковские кредиты; · убытки в виде безнадежной задолженности и т.д. Уменьшение таких расходов является существенным резервом улучшения платежеспособности предприятия. Расходы на инвестиции относятся к расходам, источником финансирования которых является чистая прибыль. Целесообразность принятия решения о замораживании инвестиций зависит от конкретных условий деятельности предприятия, его платежеспособности, сроков окупаемости инвестиций и величины расходов. При этом учитывают три основные аспекта: 1. Срок окупаемости инвестиций. Этот срок для предприятия, находящегося в кризисной ситуации, должен быть как можно меньше. В рамках финансовой санации может быть принято решение о замораживании рисковых инвестиционных проектов и инвестиций с большим сроком окупаемости. 2. Возможность использования лизинга вместо вложения средств в реальные инвестиции. 3. Объем уже осуществленных инвестиций и возможность реализации объектов незавершенных капиталовложений.
3.
  Финансирование санации за счет акционерного капитала Наиболее заинтересованными в санации предприятия являются его собственники (акционеры, паевики и т.д.). Они, как правило, в наибольшей степени финансируют санационные мероприятия. Финансировать санацию собственники могут в таких формах: 1) взносы на увеличение уставного фонда; 2) предоставление займов; 3) безвозвратные целевые взносы. Чаще используют первую форму. В результате санации баланса предприятие не мобилизует дополнительные средства, а создает необходимые предпосылки для привлечения внешних финансовых источников в будущем. На практике следом за уменьшение уставного фонда осуществляется его увеличение. Эта операция называется двухступенчатой санацией. Основные цели увеличения уставного капитала предприятия: · мобилизация финансовых ресурсов для выполнения санационных мероприятий производственно-технического характера, модернизации существующих мощностей, переоборудование и расширение производства; · увеличение части капитала, в пределах которой собственники предприятия несут ответственность по его обязательствам перед кредиторами, направленное на повышение кредитоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта; · улучшение ликвидности и платежеспособности предприятия (увеличение капитала связано с привлечением дополнительных денежных средств); · аккумуляция финансового капитала для приобретения корпоративных прав других предприятий (с целью увеличения влияния на них, поглощения или приобретения мощностей). Методы, источники и порядок увеличения уставного капитала определен Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного фонда акционерного общества. Порядок увеличения уставного фонда: 1 этап: · правление акционерного общества вносит предложение об увеличении уставного капитала на общем собрании акционеров; · общее собрание большинством в ¾ голосов, принимает решение об увеличении уставного капитала. 2 этап · выбор андеррайтера (банк или другие финансовые посредники); · подписание договора между андеррайтером и эмитентом; · гарантия размещения новых акций. 3 этап: · эмитент устанавливает курс акций; · назначаются сроки размещения акций; · регистрируется информация об эмиссии акций. 4 этап: · начало предоплаты по акциям; · новые акции предлагаются для покупки старым акционерам; · на протяжении 3-4 недель акционеры должны принять решение об использовании своего преимущественного права на покупку новых акций. 5 этап: · в первый день торгов на бирже преимущественными правами курс акций уменьшается на стоимость преимущественного права; · преимущественные права и старые акции продаются отдельно. 6 этап: · составление и предоставление в регистрирующие органы отчета об эмиссии акций; · утверждение отчета и регистрация выпуска акций; · внесение и регистрация изменений в устав, связанных с увеличением уставного фонда. Законодательными актами запрещено выпускать акции на покрытие убытков предприятия. Законодательством Украины предусмотрено, что в случае увеличения уставного фонда акционеры и участники пользуются преимущественным правом на покупку дополнительно выпущенных акций. Однако практический механизм реализации этого права отсутствует. Очень часто это приводит к конфликтной ситуации между руководством предприятия и его собственниками, а также проблем, связанных с игнорированием интересов малых собственников. Неурегулированность механизма использования института преимущественных прав позволяет без особых трудностей, при помощи дополнительной эмиссии, сменить собственника контрольного пакета и прибрать контроль над предприятием. Преимущественное право на приобретение акций дает возможность собственникам: а) сохранить свою часть (в процентном соотношении) в уставном капитале; б) предупредить «размывание» стоимости своей части в уставном капитале вследствие эмиссии акций по низкому курсу; в) сохранить свою часть голосов на общих собраниях акционеров; г) компенсировать убытки от «размывания» части в уставном фонде тем собственникам, которые не использовали преимущественное право на покупку дополнительных корпоративных прав, а продали его. Объявления о размере дополнительной эмиссии и сроки использования преимущественных прав размещаются в печатных СМИ. Количество прав на покупку зависит от количества имеющихся в наличии «старых» акций. Старые акции и преимущественные права на покупку новых продаются отдельно. С началом торговли преимущественными правами цена старых акций автоматически уменьшается на стоимость преимущественного права. Денежная оценка преимущественного права на покупку новых акций соответствует разнице между биржевым курсом старых акций и средним курсом, который сформировался после увеличения капитала: где Кб – биржевой курс; Ке – курс эмиссии; С – отношение, по которому осуществляется эмиссия. где Ф1, Ф2 – размер уставного фонда предприятия соответственно до и после увеличения. Фактическая биржевая цена преимущественных прав определяется спросом и предложением на них, а следовательно, может отличаться от расчетной. Главный фактор, определяющий спрос на преимущественные права – это прогноз будущего рыночного курса акций и размер ожидаемых дивидендов. Уставный фонд увеличивается тремя методами: 1) увеличением количества акций существующей номинальной стоимости; 2) увеличением номинальной стоимости акций; 3) обмен облигаций на акции. Увеличение количества акций существующей номинальной стоимости. Уставный фонд предприятия увеличивается за счет трех источников: · дополнительные взносы участников и учредителей; · дивиденды (реинвестирование прибыли); · индексация основных фондов. Очевидно, что реальный прилив финансовых ресурсов на предприятие происходит лишь в случае осуществления дополнительных взносов инвесторов. После принятия решения об увеличении уставного фонда эмитенты обращаются к услугам финансовых посредников (профессиональных торговцев ценными бумагами) – андеррайтеров. Чтобы оценить возможности предоставления услуг по размещению эмиссии, андеррайтеры оценивают эффективность санационной концепции и инвестиционного (санационного) проекта, под который совершается эмиссия, и возможные риски. В дальнейшем план санации становится средством убеждения инвесторов в целесообразности приобретения ценный бумаг соответствующей эмиссии. Несостоятельным предприятиям, увеличивающим уставный фонд, трудно найти инвесторов, поскольку эти капиталовложения связаны с большим риском. С целью компенсации рискованности следует предлагать льготные условия вложения капитала: · преимущества в распределении будущих прибылей (авансовые выплат дивидендов, повышенный размер дивидендов); · преимущества в принятии управленческих решений; · льготы в случае распределения ликвидационной массы и т.д. Особое внимание уделяется устанавливаемому курсу эмиссии. Чем выше курс дополнительной эмиссии, т.е. чем ближе он к биржевому курсу старых акций, тем больший объем ликвидных средств привлекает предприятие и тем больше будет эмиссионный доход. Для предприятия высокий курс эмиссии выгоднее, поскольку собственный капитал увеличивается за счет дополнительного капитала, на который не надо начислять дивиденды. Но высокий курс может привести к трудностям реализации дополнительной эмиссии. Чем меньше курс эмиссии (чем ближе он к номиналу), тем большим должен быть номинальный капитал, и следовательно, размывание основного капитала и обесценивание старых акции придется покрывать за счет преимущественных прав. В случае увеличения уставного капитала за счет реинвестирования прибыли, размер собственного капитала предприятия не изменится, а изменятся пропорции капитала. В этом случае акционеры получают дополнительные акции бесплатно. Этот же порядок увеличения капитала сохраняется и при индексации основных фондов. Увеличение номинальной стоимости корпоративных прав. В этом случае акции предыдущих выпусков обмениваются на акции новой номинальной стоимости соответственно количеству акций, которыми владеет акционер. Уставный фонд увеличивается за счет: · дополнительных взносов собственников; · индексации основных средств. Этот метод характерен тем, что каждый акционер может доплатить до определенного уровня новой номинальной стоимости акций. Если он отказывается, то эмитент должен предложить акционеру выкуп его акций. В противном случае акционер имеет право получить акции новой номинальной стоимости в том количестве, которое определяется делением общей номинальной стоимости акций, принадлежащих ему, на новую номинальную стоимость акции. Обмен облигаций на акции. В случае увеличения уставного фонда обменом облигаций существующей номинальной стоимости на акции соответствующего эмитента, этот фонд увеличивается на общую номинальную стоимость облигаций, обменивающихся на акции. При этом номинальная стоимость конвертируемой облигации должна ровняться номинальной стоимости акции. Конвертируемые облигации являются эффективным санационным инструментом. Они являются одной из форм кредитования санации собственниками и кредиторами предприятия. Конвертируемые облигации могут привлечь инвестора, если он не рискует приобрести обычные акции. Предприятие эмитирует такие облигации тогда, когда ставки на кредитном рынке очень высокие, а курс акций из-за низкой прибыльности снижается. Конвертируемые облигации имеют преимущество в том, что процент по ним ниже чем средняя процентная ставка по кредитному рынку. Таким образом, инвесторы дают согласие получить меньший процент ради возможности обменять облигации на обычные акции. Конвертируемые облигации выпускают крупные предприятия на срок от 5 до 10 лет. Рыночная цена конвертируемых облигаций определяется их инвестиционной стоимостью и ценой обычных акций, взятых для конверсии. В объявлении об эмиссии конвертируемых облигаций кроме номинального курса, курсов эмиссии и выкупа следует указать: · преимущественные права на приобретение облигаций; · пропорции обмена (коэффициент конверсии); · сроки конверсии; · необходимость, порядок и размер доплат. Поскольку увеличение капитала в результате обмена облигаций на акции приводит к изменению курса акций и к размыванию прав акционеров, они имеют такие же преимущественные права на покупку конвертируемых облигаций, как и на покупку новых акций. Преимущественные права определяются отношением уставного фонда к общей номинальной стоимости эмитированных облигаций. Коэффициент конверсии – это отношение, по которому планируется конверсия. Он показывает, сколько облигаций следует продать, что бы получить одну акцию, и определяется делением номинальной стоимости всех облигаций на объем увеличения уставного фонда. Поскольку конверсия может проходить через несколько лет после эмиссии облигаций, за этот период прибыльность эмитента и рыночный курс акций могут значительно измениться. Чтобы привести в соответствие реальную цену акции и стоимость конверсии, условиями эмиссии могут быть предусмотрены доплаты. Используют такие виды доплат: · фиксированного размера – курс эмиссии акций определяется размером доплат и коэффициентом конверсии; · возрастающего размера – курс эмиссии акций со временем растет, что способствует ускорению конверсии; · уменьшающегося размера - курс эмиссии акций со временем уменьшается, что способствует отдалению конверсии; · привязанные к дивидендам – размер доплат увеличивается или уменьшается пропорционально ставке начисления дивидендов по акциям; · компенсационные – в случае конверсии отдельных акций держатель облигаций получает определенную сумму денежной компенсации. Конверсия экономически оправдана тогда, когда курс ее (стоимость облигации плюс доплаты) ниже биржевого курса акций. Поскольку курс эмиссии акций определяется коэффициентом конверсии и доплатами, они должны быть установлены так, чтобы курс эмиссии акций был ниже их номинальной стоимости. Финансовая санация усилиями собственников предприятия, при которой акционер выбирает деноминацию или консолидацию, является безвозвратной финансовой помощью и называется альтернативной санацией. При такой форме санации акционеры могут сделать выбор: или они производят целевые взносы, чтобы погасить балансовые убытки и сохраняют принадлежащую им (в абсолютном и относительном размерах) часть номинальной стоимости уставного фонда, или соглашаются на уменьшение номинальной стоимости своих прав, не осуществляя доплат. При этом можно комбинировать варианты: одни акционеры могут выбрать первый вариант, другие – второй. Если правильно рассчитать ставку доплат, то финансовые последствия обоих видов санации для собственников корпоративных прав будут одинаковыми. Субъект хозяйствования также в любом из случаев получит одну и ту же санационную прибыль. Но предприятию целесообразнее получить дополнительные взносы, поскольку тогда привлекаются дополнительные ликвидные средства, т.е. улучшается платежеспособность предприятия.
Участие кредиторов в финансовом оздоровлении должника Решение кредиторов об участии в санации должника зависит от многих факторов: от риска невозврата кредитов, ожидаемых доходов в случае успешного завершения санации, экономико-правовых и налоговых последствий участия в санации. Обязательным условием участия кредиторов в финансовом оздоровлении должника является оценка его санационной состоятельности. Кредитор сам оценивает предоставленный должником план финансового оздоровления. Активное участие кредиторов в финансовом оздоровлении возможно только, если в случае санации и сохранения предприятия-должника они полнее удовлетворят свои требования, нежели в случае его ликвидации. Финансовое участие кредиторов в санации должников может осуществляться в таких формах: 1. Реструктуризация задолженности. 2. Уменьшение или списание задолженности. 3. Предоставление санационных кредитов. Форма участия кредиторов в санации существенно зависит от характера их финансовых и хозяйственных отношений с должником. Реструктуризация задолженности может проходить в трех формах: · трансформация долга в собственность; · конверсия краткосрочной задолженности в долгосрочную; · пролонгация сроков уплаты. Трансформация долга в собственность означает, что предприятия- должники стимулируют кредиторов приобрести корпоративные права в обмен на долговые требования. В результате такой операции у должника повышается рыночный курс акций (так как происходит дополнительная их покупка) и улучшается структура баланса. Трансформация долга в собственность может происходить путем эмиссии новых корпоративных прав; выкупа акций (паев) у собственников с целью их дальнейшего обмена на долговые требования; эмиссии конвертируемых облигаций. Трансформация долга в собственность осуществляется, как правила, крупными кредиторами. Эта форма реструктуризации задолженности может привести к тому, что бывшие собственники утратят контроль над предприятием. Понятно, что бывший кредитор, став совладельцем, будет брать активное участие в управлении предприятием. Для кредитора эта операция связана с риском полной или частичной утраты требований, поскольку обязательства перед совладельцами погашаются после удовлетворения требований кредиторов. Пролонгация и списание задолженности.Списывать задолженность могут большие кредиторы, заинтересованные в сохранении долгосрочных финансово-хозяйственных отношений с предприятием. В результате списания задолженности улучшается структура капитала предприятия, повышается его платежеспособность и ликвидность. Санационные кредиты.Использованию этой формы финансирования препятствуют два фактора: 1) санационные кредиты предоставляются по максимальным ставкам; 2) по санационным займам кредиторы требуют первоклассного кредитного обеспечения. При получении санационных кредитов повышается платежеспособность должника, так как привлекаются ликвидные средства. Но ухудшается структура капитала и уменьшается уровень финансовой независимости. Санационные кредиты могут быть или средне- или долгосрочными, поскольку только при таких условиях могут финансироваться капитальные вложения, т.е. санационные мероприятия производственно-технического характера. Санационные кредиты предоставляются, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие; банком, который владеет контрольным пакетом акций должника или банковским консорциумом.
Финансовое участие персонала в санации предприятия Угроза банкротства и обусловленные этим негативные экономические и социальные последствия заставляют работников предприятия принимать участие в финансировании санации. Основной причиной их финансового участия в санации является надежда сохранить рабочие места. Персонал предприятия может финансировать санацию в таких формах: · отсрочка или отказ от вознаграждения за производственные результаты; · предоставление работниками займов; · покупка работниками акций своего предприятия. Законодательством Украины предусмотрена специфическая форма санации в случае, когда трудовой коллектив государственного предприятия, по которому начато дело о банкротстве, по согласию кредиторов арендует или выкупает это предприятие, принимая на себя его долги. Законом предусмотрено, что трудовой коллектив может основать определенный вид хозяйственного общества, и в новой роли предлагать услуги санатора государственного предприятия. При наличие нескольких претендентов на участие в санации государственного предприятия, трудовой коллектив не пользуется ни одним преимуществом и обязан принимать участие в конкурсе на общих основаниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: