Дел и полное отречение

«Вана» означает «лес», «прастха» - «уходить». И самый лучший из лесов - Вринда-вана. Этот ашрам предназначен для постепенного отхода от семейной и социальной жизни и подготовки к принятию отреченного образа жизни и полного посвящения своего времени преданному служению Кришне. Ванапрастхе разрешается общаться со своей семьей, если отношения в ней построены на основе сознания Кришны. Этот ашрам также требует опреде­ленной аскетичности.

Преданный может принять ашрам ванапрастхи с целью:

1) доставить удовольствие гуру и Кришне, решившись, наконец, на ускорение своего духовного развития, приняв у них полное прибежище;

2) сосредоточиться на практике бхакти-йоги, благодаря освобождению от всех матери­альных обязанностей,

3) принять активное участие в выполнении миссии Господа Чайтаньи, посвятив боль­шую часть времени проповеди и деятельности по развитию ИСККОН, а также обуче­нию младшего поколения преданных.

Существуют определенные требования, необходимые для вступления в этот ашрам. В ча­стности:

- достижение 50-ти летнего возраста;

- способность контролировать свои чувства и устойчивость в преданном служении;

- согласие (и благословение) жены;

- выросшие дети, которые уже способны принять на себя ответственность за содержание

матери и самих себя, а также других членов семьи, если они есть, зависящих от него (ро­

дители, младшие дети и т.д.);

- достаточно сильное и здоровое тело, позволяющее практиковать аскетичный образ жизни.

Ашрам ванапрастхи является переходным от устойчивого положения семейного челове­ка, который опирается как на веру в Кришну, так и на поддержку семьи, к ашраму саннъяси, в котором человек полностью зависит от милости Господа (ШБ 3.14.20).

Главной обязанностью ванапрастхи является полное сосредоточение своих усилий на том, чтобы научиться всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его. Ванапрастхе сле­дует вести более аскетичный образ жизни, готовясь принять отреченный уклад жизни. Ему также следует принимать омовение трижды в день и соблюдать высокий стандарт чистоты. Он должен развивать в себе вайшнавские качества. Он должен больше времени посвящать изучению шастр, санкиртана-ягъе (проповедь, киртаны, бхаджаны). Падаятры, посещение мест паломничества, проживание в святой дхаме - подходящее занятие для ванапрастхи. Духовное руководство, поклонение Божествам, образование, проповедь - эти виды служения идеально подходят для ванапрастхи (ШБ 3.32.36; 3.20.4).

Слово «санньяса» буквально означает «полное отречение ради вечного». Сущест­вуют 2 категории саннъяси: экаданди и триданди. Сянньясм-имперсоналистов называют

«экаданди-саннъяси», поскольку они представляют себя едиными (эка) с Высшим Абсолю­том (Брахманом). Преданный -санньяси погружен в чистое преданное служение Господу и, принимая этот уклад жизни, он дает обет служить Господу телом, умом и речью (триданда). Поэтому преданного, находящегося в отреченном укладе жизни, называют «триданди-санньяси».

Хотя санньяса в Кали-югу запрещена (кроме кшетра-санньясы*), Господь Чайтанья санкционировал саннъясу только, как способствующую распространению Его миссии (про­поведи). Таким образом, это - единственная причина для принятия санньясы вайшнавами. Если человек не намерен полностью погрузиться в проповедь, то он может оставаться ванап-растхой, жить в святом месте и поклоняться Господу, совершая свой личный бхаджан («бхаджате» переводится как служение Господу с любовью).

Согласно вайшнавской традиции посвящение в санньясу является 3-м и последним обря­дом духовного посвящения (2 предыдущих посвящения: 1-е посвящение - в повторение ма­ха-мантры Харе Кришна, 2-е посвящение - дикша - повторение гаятри-мантры и получе­ние священного шнура).

Санньясу может дать только другой саннъяси. Во время обряда посвящения в санньяси преданный получает саннъяса-мантру, одежду санньяси и посох (триданду).

Обычно саннъяси получает новое имя, заканчивающееся титулом Свами или Госвами, что переводится как «господин, хозяин чувств» (го - «чувства», свами - «хозяин»).

Минимальный духовный уровень, на котором должен находиться преданный, что­бы быть готовым к принятию санньясы - это ништха (ШБ 3.6.36).

Существуют определенные требования к санньяса-ашраму. В частности, в нем запреще­ны материальные чувственные наслаждения в любых формах, а также общение с женщина­ми наедине. Оно возможно лишь в целях проповеди и служения и должно быть сведено к минимуму (УГЧ, стр.302; ШБ 1.часть 1, стр.28-29). Он также должен строго следовать регули­рующим принципам и обету повторять 16 кругов Харе Кришна маха-мантры ежедневно, чи­тать гаятри-мантры, полученные во время 2-й инициации, омываться трижды в день и вести аскетичный образ жизни, во всем полагаясь исключительно на защиту Кришны. Абсолютно все, что приходит в его распоряжение, он занимает в служении Кришне. Его не должны ин­тересовать политика, какая-либо материальная общественная жизнь (для которой он умирает в момент принятия санньясы), общение с материалистами и людьми, обладающими властью, привязанными к женщинам и деньгам (ИВН, стр.756-758; ШБ 3.31.35).

Санньяси, естественным образом, является духовным учителем для всех варн и ашрамов.

Поэтому, согласно варнашраме, санньяси следует выражать почтение, кланяясь ему, по крайней мере, 1 раз в день. То есть, если Вы встречаете саннъси впервые в текущий день, следует ему поклониться, выражая свое почтение.

Кришна перечисляет качества санньяси (БГ 16.1-3)

Это:

- бесстрашие;

- очищение своего существования;

' Кшетра-саннъяса - это обет никогда не покидать святую дхаму, оставаясь в которой, преданный полностью погружается в бхаджан и служение Божествам.

- развитие (и распространение) духовного знания;

- отречение;

- смирение;

Главное из них - бесстрашие, заключающееся в убежденности в полной защите Господа. Качествами санньяси также являются чистота, милосердие, равное видение всех живых су­ществ, непреклонная решимость служить Господу, простота, подвижничество, серьезность.

Саннъясу могут принимать только мужчины, и из них брахманы, обычно достигшие достаточно зрелого возраста (в ИСККОН нормой является 50 лет).

В ИСККОН Министерством Саннъясы введены определенные требования для кандидатов на принятие саннъясы.

1) Насколько кандидат свободен от сексуальных желаний? (как давно он является брахма

чари или живет отдельно от жены?)

2) Каковы его успехи в проповеди? Обладает ли он способностями сильного проповедника?

Является ли он лидером-проповедником? Занимается ли он проповедью в течение

дли­тельного времени?

3) Насколько он строг и безукоризнен в своем личном поведении?

4) Хорошо ли он разбирается в философии?

5) Желает ли он в полной мере принимать авторитет ДЖИ-БИ-СИ и действовать под его

ру­ководством?

6) Обладает ли кандидат качествами лидера, необходимыми, чтобы обучать и вести за

собой брахмачари?

7) Самодостаточен ли он? Обладает ли он способностью непрерывно заниматься той или

иной деятельностью, вносящей позитивный вклад в проповедническую деятельность

ИСККОН?

8) Является ли поле его проповеди после принятия саннъясы ясным и приемлемым для

ДЖИ-БИ-СИ и других руководителей ИСККОН?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow