«Вана» означает «лес», «прастха» - «уходить». И самый лучший из лесов - Вринда-вана. Этот ашрам предназначен для постепенного отхода от семейной и социальной жизни и подготовки к принятию отреченного образа жизни и полного посвящения своего времени преданному служению Кришне. Ванапрастхе разрешается общаться со своей семьей, если отношения в ней построены на основе сознания Кришны. Этот ашрам также требует определенной аскетичности.
Преданный может принять ашрам ванапрастхи с целью:
1) доставить удовольствие гуру и Кришне, решившись, наконец, на ускорение своего духовного развития, приняв у них полное прибежище;
2) сосредоточиться на практике бхакти-йоги, благодаря освобождению от всех материальных обязанностей,
3) принять активное участие в выполнении миссии Господа Чайтаньи, посвятив большую часть времени проповеди и деятельности по развитию ИСККОН, а также обучению младшего поколения преданных.
Существуют определенные требования, необходимые для вступления в этот ашрам. В частности:
|
|
- достижение 50-ти летнего возраста;
- способность контролировать свои чувства и устойчивость в преданном служении;
- согласие (и благословение) жены;
- выросшие дети, которые уже способны принять на себя ответственность за содержание
матери и самих себя, а также других членов семьи, если они есть, зависящих от него (ро
дители, младшие дети и т.д.);
- достаточно сильное и здоровое тело, позволяющее практиковать аскетичный образ жизни.
Ашрам ванапрастхи является переходным от устойчивого положения семейного человека, который опирается как на веру в Кришну, так и на поддержку семьи, к ашраму саннъяси, в котором человек полностью зависит от милости Господа (ШБ 3.14.20).
Главной обязанностью ванапрастхи является полное сосредоточение своих усилий на том, чтобы научиться всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его. Ванапрастхе следует вести более аскетичный образ жизни, готовясь принять отреченный уклад жизни. Ему также следует принимать омовение трижды в день и соблюдать высокий стандарт чистоты. Он должен развивать в себе вайшнавские качества. Он должен больше времени посвящать изучению шастр, санкиртана-ягъе (проповедь, киртаны, бхаджаны). Падаятры, посещение мест паломничества, проживание в святой дхаме - подходящее занятие для ванапрастхи. Духовное руководство, поклонение Божествам, образование, проповедь - эти виды служения идеально подходят для ванапрастхи (ШБ 3.32.36; 3.20.4).
Слово «санньяса» буквально означает «полное отречение ради вечного». Существуют 2 категории саннъяси: экаданди и триданди. Сянньясм-имперсоналистов называют
|
|
«экаданди-саннъяси», поскольку они представляют себя едиными (эка) с Высшим Абсолютом (Брахманом). Преданный -санньяси погружен в чистое преданное служение Господу и, принимая этот уклад жизни, он дает обет служить Господу телом, умом и речью (триданда). Поэтому преданного, находящегося в отреченном укладе жизни, называют «триданди-санньяси».
Хотя санньяса в Кали-югу запрещена (кроме кшетра-санньясы*), Господь Чайтанья санкционировал саннъясу только, как способствующую распространению Его миссии (проповеди). Таким образом, это - единственная причина для принятия санньясы вайшнавами. Если человек не намерен полностью погрузиться в проповедь, то он может оставаться ванап-растхой, жить в святом месте и поклоняться Господу, совершая свой личный бхаджан («бхаджате» переводится как служение Господу с любовью).
Согласно вайшнавской традиции посвящение в санньясу является 3-м и последним обрядом духовного посвящения (2 предыдущих посвящения: 1-е посвящение - в повторение маха-мантры Харе Кришна, 2-е посвящение - дикша - повторение гаятри-мантры и получение священного шнура).
Санньясу может дать только другой саннъяси. Во время обряда посвящения в санньяси преданный получает саннъяса-мантру, одежду санньяси и посох (триданду).
Обычно саннъяси получает новое имя, заканчивающееся титулом Свами или Госвами, что переводится как «господин, хозяин чувств» (го - «чувства», свами - «хозяин»).
Минимальный духовный уровень, на котором должен находиться преданный, чтобы быть готовым к принятию санньясы - это ништха (ШБ 3.6.36).
Существуют определенные требования к санньяса-ашраму. В частности, в нем запрещены материальные чувственные наслаждения в любых формах, а также общение с женщинами наедине. Оно возможно лишь в целях проповеди и служения и должно быть сведено к минимуму (УГЧ, стр.302; ШБ 1.часть 1, стр.28-29). Он также должен строго следовать регулирующим принципам и обету повторять 16 кругов Харе Кришна маха-мантры ежедневно, читать гаятри-мантры, полученные во время 2-й инициации, омываться трижды в день и вести аскетичный образ жизни, во всем полагаясь исключительно на защиту Кришны. Абсолютно все, что приходит в его распоряжение, он занимает в служении Кришне. Его не должны интересовать политика, какая-либо материальная общественная жизнь (для которой он умирает в момент принятия санньясы), общение с материалистами и людьми, обладающими властью, привязанными к женщинам и деньгам (ИВН, стр.756-758; ШБ 3.31.35).
Санньяси, естественным образом, является духовным учителем для всех варн и ашрамов.
Поэтому, согласно варнашраме, санньяси следует выражать почтение, кланяясь ему, по крайней мере, 1 раз в день. То есть, если Вы встречаете саннъси впервые в текущий день, следует ему поклониться, выражая свое почтение.
Кришна перечисляет качества санньяси (БГ 16.1-3)
Это:
- бесстрашие;
- очищение своего существования;
' Кшетра-саннъяса - это обет никогда не покидать святую дхаму, оставаясь в которой, преданный полностью погружается в бхаджан и служение Божествам.
- развитие (и распространение) духовного знания;
- отречение;
- смирение;
Главное из них - бесстрашие, заключающееся в убежденности в полной защите Господа. Качествами санньяси также являются чистота, милосердие, равное видение всех живых существ, непреклонная решимость служить Господу, простота, подвижничество, серьезность.
Саннъясу могут принимать только мужчины, и из них брахманы, обычно достигшие достаточно зрелого возраста (в ИСККОН нормой является 50 лет).
В ИСККОН Министерством Саннъясы введены определенные требования для кандидатов на принятие саннъясы.
1) Насколько кандидат свободен от сексуальных желаний? (как давно он является брахма
|
|
чари или живет отдельно от жены?)
2) Каковы его успехи в проповеди? Обладает ли он способностями сильного проповедника?
Является ли он лидером-проповедником? Занимается ли он проповедью в течение
длительного времени?
3) Насколько он строг и безукоризнен в своем личном поведении?
4) Хорошо ли он разбирается в философии?
5) Желает ли он в полной мере принимать авторитет ДЖИ-БИ-СИ и действовать под его
руководством?
6) Обладает ли кандидат качествами лидера, необходимыми, чтобы обучать и вести за
собой брахмачари?
7) Самодостаточен ли он? Обладает ли он способностью непрерывно заниматься той или
иной деятельностью, вносящей позитивный вклад в проповедническую деятельность
ИСККОН?
8) Является ли поле его проповеди после принятия саннъясы ясным и приемлемым для
ДЖИ-БИ-СИ и других руководителей ИСККОН?