Ученичество

Слово «ашрам» переводится как «прибежище», «обитель», т.е. это - место, предна­значенное для духовной практики. Таким образом, мы можем понять, что ни один из ашра­мов не предназначен для погружения в майю, иллюзию. Ашрамы отличаются лишь внешни­ми у словиями, находясь в которых, преданный занимается духовной практикой. Так брахма-чари живет в доме своего духовного учителя, грихастха - у себя дома, ванапрастха - в лесу, а саннъяси - «гражданин мира».

Итак, можно дать такие определения каждого ашрама:

- брахмачари (условно с 5 до 25 лет) - человек, посвятивший себя изучению Вед, живу­щий под присмотром духовного учителя и соблюдающий обет целомудрия;

- грихастха (условно с 25 до 50 лет) - семейный человек, выполняющий помимо своих ду­ховных обязанностей обязанности по поддержанию своего тела и семьи;

- ванапрастха - человек, отстранившийся от семейной жизни. Чтобы покончить со своими материальными привязанностями, он путешествует по святым местам, изучает ту часть Вед, которая объясняет смысл всех тех очистительных обрядов, ритуалов, ягий, которые он совершал, будучи семейным человеком.

- Саннъяси - человек, полностью посвятивший себя духовному развитию, отшельник, или монах, полностью разорвавший материальные связи с семьей и обществом.

Понятие «брахмачари» не относится к холостяку или просто сознательно соблюдающему целомудрие человеку. В полном смысле этого слова, брахмачари - это тот, кто: (1) погружен

в изучение Вед (имея вкус к этому) под руководством духовного учителя и (2) он полностью подчинен духовному учителю, служит ему. Так, если гуру не зовет ученика обедать, то он должен поститься. При этом брахмачари должен быть полностью удовлетворен своей про­стой жизнью и полной зависимостью от желаний гуру. Без этого человек не сможет ни со­хранять целибат, ни по-настоящему духовно развиваться. Прояв-ление у брахмачари духа независимости или внутренней неудовлетворенности говорит либо о его несоответствии этому ашраму, либо о нарушениях в духовной практике (ШБ 2.7.6).

«Найштхика-брахмачари» - это человек, никогда в жизни не нарушавший обета брахма­чаръи, он минует ашрамы грихастхи и ванапрастхи, принимая сразу санньяса-ашрам. Это крайне редкое явление. Однако у каждого преданного, стремящегося к духовному развитию, должен быть в жизни период брахмачаръи, когда он обучается контролировать свои чувства, развивает вкус к отречению и изучению шастр. Не проходя такого обучения, человек в се­мейной жизни практически неизбежно провалится в болото неограниченного удовлетворе­ния чувств, духовная жизнь для него не будет реальностью (ИВН, стр. 771).

Брахмачари-ашрам характеризуется также следующими чертами:

- брахмачари, в целом, во взаимоотношениях с преданными проявляет любовь и дове­рие. Он обладает сознанием: «Я слуга слуги, слуги...». Он является примером идеаль­ного преданного: тринад апи суничена;

- брахмачари почтителен по отношению к грихастхам и ценит их усилия в служении;

- он с уважением относится к женщинам, но общается с ними только, если это необхо­димо для выполнения какого-либо служения (ШБ 3.31.35).

- брахмачари прост в общении, придерживается принципов внутренней и внешней чис­тоты, следует принципу «простая жизнь, возвышенное мышление». Все его имущество помещается на небольшой полке или в коробке - только самое необходимое. Жизнь его подчинена строгому следованию садхане для того, чтобы развить свою привязан­ность к Кришне;

- обычное занятие брахмачари — это учеба и различные виды проповеди. В своих обя­занностях он полностью подчинен старшим преданным и гуру. Деятельность его абсо­лютно бескорыстна и посвящена удовлетворению духовного учителя и развитию про­поведи сознания Кришны в храме, в котором он живет. Однако, если у преданного появилось желание иметь хотя бы карманные деньги или получать какую-то зарплату, проценты или прибыль - это признак, указывающий на необходимость перехода в грихастха-ашрам;

- брахмачари избегает развития и поддержания привязанности к материальному, путем полной погруженности в исполнение наставлений гуру. Он стремится развить привя­занность только лишь к гуру, вайшнавам, преданному служению и Кришне.

Еще раз отметим, что истинный брахмачари, в первую очередь, устремлен к интенсивной духовной практике. Склонность к безответственности, стремление избежать связанных с се­мейной жизнью трудностей, нежелание тяжело трудиться, все это не подходит для того, что­бы становиться или оставаться брахмачари. Такие люди находятся вне ашрамов, и им не следует жить в храме.

Тема. Грихастха-ашрам - второй

уклад жизни в системе варнашрамы

Слово грихастха переводится как «тот, кто живет (стха) дома (гриха). Однако это слово всегда употребляется со словом-спутником «ашрам», что указывает на то, что человек принимает семейный уклад жизни лишь с одной целью: иметь более подходящие условия для своего духовного развития.

Поэтому не все причины, которые могут побудить брахмачари жениться, являются в полной мере благоприятными, например:

- толкаемый грубым вожделением (возникшим, возможно, из-за неблагоприятного обще­ния или совершения оскорблений), брахмачари стремится жениться, чтобы не опуститься до незаконного секса. Однако страсть - не лучший советчик;

- проявление привязанности к какой-либо представительнице прекрасного пола, «нектар» этих романтических чувств побуждает брахмачари подчиниться страсти и, благодаря ей, «вслепую» принять решение о женитьбе;

- иногда потребности мужского (или женского) эго облекаются в стремление создать об­разцовую семью, установить варнашраму в ИСККОН, необходимость следовать ведиче­ской культуре и т.д. В этом случае мотивы женитьбы находятся под влиянием страсти, смешанной с благостью, но, тем не менее, в этой ситуации вспомнить о своем отличии от тела и о вечной деятельности души крайне трудно;

- иногда к решению вступить в брак человека побуждают внешние причины (социальное давление, экономическая ситуация, родственники, здоровье и т.д.) или какие-то осозна­ваемые тонкие материальные привязанности, которые упорно не уходят. В этом случае преданный способен прислушиваться к советам старших, он не питает иллюзии в отно­шении поисков семейного счастья и предпринимает этот шаг (смену ашрама) с полной ответственностью за все последствия принимаемого решения. Это брак в гуне благости, и он становится успешным;

- если присоединяются к сознанию Кришны один или оба супруга, то они тоже вместе пы­таются практиковать сознание Кришны, либо супруг-непреданный становится ини­циатором разрыва отношений и несет всю полноту ответственности за сделанный шаг;

- редко встречающаяся ситуация, когда вступление в брак становится чистым преданным служением, возможна, когда брахмачари ничего не нарушает, не имеет проблем, связан­ных с неестественным для него положением, не думает о смене ашрама, а получает пря­мое указание своего духовного учителя или родителей - возвышенных преданных.

В ведической семье роли мужа и жены существенно отличаются друг от друга. В соответ­ствии с их предназначением мальчиков и девочек с раннего детства обучали исполнению их обязанностей в семье. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что человек не имеет права стано-

виться учителем, мужем, отцом или матерью, если он не в состоянии привести своих подопеч­ных назад домой к Богу. В этом состоит первая обязанность мужа - быть гуру для своей семьи, т.е. подавать пример безраздельной преданности духовному учителю, строгого следования садхане и выполнения всех своих обязанностей. Он также должен наставлять в этом всех чле­нов своей семьи.

Обязанностью мужа также является обеспечение семьи всем необходимым в материаль­ном плане. Вступая в брак, мужчина должен знать, что ожидает от него его избранница (лучше, если будущие супруги это обсудят заранее). Главным качеством мужа является от­ветственность.

Разные семейные обязанности также определяются психическими особенностями мужа и жены. Мужчина способен видеть цель жизни и контролировать ум и чувства, поэтому он яв­ляется опорой для жены и семьи в целом. Жена поддерживает в семье дхарму. И, благодаря одновременному присутствию в ее поведении и разума, и эмоций, она помогает мужу, кон­тролировать чувства и ум, если тот попадает под их власть (этому способствует тот факт, что у мужчин левое и правое полушария мозга действуют по очереди, а у женщин они всегда работают синхронно).

Внимание замужней женщины обычно больше сосредоточено на служении мужу и семье, в то время как деятельность мужа во многом направлена на общество (лучше, если предан­ных). Поэтому, чтобы сохранять чистоту, мужчина должен больше времени уделять обще­нию с духовным учителем и преданными.

Главными качествами жены являются целомудрие и послушание. Целомудрие женщины проявляется в ее следовании обязанностям жены:

1) служить мужу;

2) всегда принимать сторону мужа;

3) хорошо относиться к его родственникам и друзьям;

4) следовать обетам своего мужа.

При этом в своем сердце она должна постоянно стремиться развивать привязанность к лотосным стопам Шри Кришны.

Муж и жена обязаны выполнять свои обеты, данные во время церемонии бракосочетания. В частности, невеста ожидает от жениха, что:

- он будет защищать ее;

- он будет брать ее с собой в паломничество;

- он будет совершать жертвоприношения вместе с ней;

- он будет выполнять свои религиозные обязанности;

- он будет делить с ней семейные обязанности;

- он будет посвящать ее в курс дел о семейных расходах;

- он не будет стыдить ее на людях;

- он не будет нарушать регулирующие принципы или поступать безнравственно;

- он будет любить лишь ее одну, а ко всем остальным женщинам относиться как к

собственной матери;

- он будет всегда, в меру своих возможностей, делать все, чтобы она оставалась до­вольна.

Жених, в свою очередь, просит невесту дать ему обет: «О, возлюбленная! Если ты обе­щаешь мне, что не будешь уходить одна в чужие сады или дома, что не будешь оставаться

наедине с другими мужчинами, если пообещаешь всегда быть приветливой, мягкой и ласко­вой, свято хранить брачные обеты, быть верной и преданной мне, старшим и Всевышнему Господу, и исполнять свои семейные обязанности, то я радушно приму тебя своей законной супругой».

В ведической традиции не существует разводов. В крайних ситуациях супруги могли жить порознь. В таком случае, жена, обычно, возвращалась под покровительство родителей, при этом, продолжая хранить верность своему мужу.

Чтобы дело не дошло до крайностей, супругам необходимо в семейной жизни следовать принципам общения между преданными:

1) избегать вайшнава-апарадх;

2) тринад апи суничена... («Шикшаштака», ст.З);

3) дадати-пратигрихнати... (НН, т.4)

Рождение детей - это личная инициатива родителей, поэтому на них лежит полная ответ­ственность за их обеспечение, воспитание, обучение и т.д.

Слепая привязанность родителей к ребенку осложняет развитие его как личности. Он становится либо слишком зависимым от родителей, либо не принимает ничьих авторитетов. Такая любовь эгоистична, в то время как настоящая любовь к ребенку способствует его лич­ностному развитию и помогает ему научиться правильно распоряжаться своей свободой вы­бора. Если родители по отношению к ребенку опираются на представления «Я» и «Мое» ("мой ребенок", "я господин..."), то ребенок также будет развивать свое ложное эго. Родите­ли, которые относятся к своему малышу как к душе, слуге Господа, и потому принадлежа­щему Ему, проявляют к нему такие же чувства, как и к преданным Кришны, автоматически становятся для малыша духовными лидерами, от которых он склонен воспринимать сознание Кришны.

Одной из важных составляющих ведической культуры является система самскар или об­рядов, предназначенных для правильного формирования характера человека, развития в нем благоприятных качеств. Термин «самскара» имеет 2 значения:

1) «совершенная деятельность», т.е. ритуалы, целью которых является помочь человеку

достигнуть совершенства в жизни;

2) впечатления, оставшиеся глубоко в уме.

Множество хранящихся в нашем уме впечатлений (самскар) приводят, в свою очередь, к развитию определенных качеств, совершению определенных событий, действий в разное время.

Цель ведических самскар заключается в том, чтобы начало важных событий и периодов в жизни человека происходило в самых благоприятных условиях и оставляло яркое положи­тельное впечатление на всю жизнь. Существует 10 основных самскар, которые обычно про­водились в ведическом обществе, начиная с виваха (бракосочетание) и гарбхадхана (ритуала зачатия ребенка) и кончая ритуалом антьешти-крия (погребение). Положительные впечат­ления (самскары) могут вытеснять из сознания человека отрицательные впечатления. Так же и в духовной практике: духовный вкус, впечатления духовного характера вытесняют вкус к материальному.

Тема. Ванапрастхии санньяса- отход от мирских


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: