Й этап - выход из подполья и бурное распространение сознания Кришны

В 1989 г. в Москве образовался первый в стране храм и ашрам по адресу: Проспект Мира, д.5, кв.8 на Сухаревской (Колхозной) площади.

В 1990 г. появился второй храм - у станции метро «Беговая», где расположилось также созданное в России издательство ББТ.

Вслед за Москвой общины вайшнавов были зарегистрированы в Ленинграде, Киеве, Риге, Свердловске, Сухуми, Ереване, Ташкенте, Иркутске, Владивостоке и других городах.

В 1990-91 г.г. начался период интенсивного роста количества общин, храмов, преданных. Началось массовое распространение книг Шрилы Прабхупады.

В апреле 1992 г. был зарегистрирован Центр Обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР), ставший централизованной организацией, объединившей все общины вайшнавов на территории России.

В 1992 г. в Риге, Киеве и Москве побывал интернациональный музыкальный ансамбль «Гауранга Бхаджан Бэнд» (основу которого составляли гуру ИСККОН). В Москве на их вы­ступлении в Спортивном комплексе «Олимпийский» присутствовало около 35 тысячи чело­век.

К 100-летию со дня рождения Шрилы Прабхупады (1996 г.) в России было зарегистрова-но более 100 религиозных общин, распространено около 10 млн. книг Шрилы Прабхупады. Во многих городах начали регулярно проводиться духовные фестивали Ратха-ятра. В рамках благотворительной программы «Харе Кришна - Пища Жизни», проводившей бесплатную раздачу вегетарианской пищи старикам, детям и инвалидам более чем в 50 городах России, было роздано более 3-х млн. порций горячей пищи (в том числе в «горячих точках»: Сухуми, Чечне, Ингушетии).

Началось формирование системы образования. В Москве, Ст. Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах были созданы духовные школы - гурукулы.

С 1997 г. в Москве начали регулярно проводиться курсы по углубленному изучению шастр - «Бхакти-шастры».

В период с 1994 по 1998 г.г. в Москве работала радиостанция «Кришналока», которая проводила вещание на средних волнах 24 часа в сутки. Зона ее вещания охватывала Москву, Подмосковье и Ст. Петербург. На телевидении (1998 г.) была создана регулярная передача о духовных аспектах питания «Вкусно, очень вкусно».

1998-1999 г.г. Кризис развития ИСККОН в России. Этот кризис является своего рода переходным периодом между 2-м и 3-м этапом в развитии ИСККОН в России.

В результате экономического кризиса 1998 г. прекратилось финансирование вещания радиостанции «Кришналока».

Кризис здоровья и уход из ИСККОН в 1998 г. одного из основных руководителей ИСККОН Харикеши Свами, привел к уходу части его учеников в Гаудия Матх (в основном в Матх Нараяны Махараджа), отсоединению от ИСККОН храма в Санкт-Петербурге, фактиче­скому распаду ББТ, а также к спаду в распространении книг, переходу многих брахмачари в грихастха-ашрам.

3-й этап - формирование инфраструктуры ИСККОН в виде общин, развитие образова­ния и культуры. Постепенное преодоление кризиса.

Начиная с 1999 г. произошел ряд событий, таких, как осмысленное формирование системы духовного управления на национальном уровне - Национальный Совет, а также из­менение парадигмы структурного развития ИСККОН в России от существования отдельных храмов к формированию развитых вайш-навских общин грикастх, способных поддерживать храмы, проповеднические центры, культурные и образовательные учреждения, рост числа нама-хатт «Бхакти-врикша», постепенное возрождение санкиртаны и ББТ.

В конце 1998 г. в Москве был создан Вайшнавский Университет - Всероссийская с труктура вайшнавского образования, в котором развиваются различные формы обучения: очная, заочная и вечерняя.

В 2001 г. прошло празднование 30-летней годовщины приезда Шрилы Прабхупады в Москву (1971) и деятельности ИСККОН в России.

В общинах идет развитие системы духовной заботы, прилагаются усилия по введению системы кураторов, проводятся фестивали нама-хатт.

В настоящее время в России уже существуют хорошие примеры успешного развития вайшнавских общин, например, в Сибири: Барнаул, Омск, Томск.

Характерной чертой нынешнего этапа развития ИСККОН в России является успех проповеднических программ, использующих косвенные методы проповеди. Яркими веду­щими таких программ являются: Аударья дхама дас, основывающий свою проповедь на Аюрведе, и Лакшми Нараяна дас, проводящий различные семинары на тему «Культура, не­подвластная времени».

Как показала практика, без развития общины прихожан практически невозможно пол­ностью задействовать потенциал, который существует в появлении все большего числа пре­данных.

Поскольку лишь немногие люди, присоединяющиеся к ИСККОН, могут остаться жить в ашраме брахмачари в храме. Также, благодаря развитию общины, значительно расширяются возможности для проповеди, поскольку в таком случае могут быть задействованы дополни­тельные ресурсы, имеющиеся у прихожан. Кроме того, развитая община прихожан может оказать социальную помощь тем преданным, которые, прожив в ашраме брахмачари опреде­ленное время, хотят вступить в грихастха-ашрам.

Сравнивая путь развития ИСККОН в бывшем СССР с его развитием в остальном мире, можно выделить некоторые особенности. В частности, первый этап его развития в бывшем СССР проходил за «закрытым занавесом», то есть, была жестокая цензура всего входящего в страну и выходящего из нее, а также существовало жесткое ограничение в правах граждан страны. Все это явилось причиной подпольного развития общества, проповеди, встреч и, как следствие, появилось глубокое чувство родства между преданными, одной семьи, понимание ценности личности и взаимное уважение. Тогда было не до выяснения отношений (напри­мер, между грихастхами и саннъяси). Например, невозможно даже себе представить, как в тех условиях могли начаться какие-либо гонения на грихастх и матаджи.

В последующий бурный период развития ИСККОН произошел некоторый крен в повсеместно проповедуемой официальной концепции развития ИСККОН в России в сторону вечной санкиртаны и брахмачаръи. Однако, в России удалось избежать ряда проблем, кото­рые были в мировом ИСККОН. Российские лидеры, выросшие за «железной дверью», давали достаточную защиту растущему огромными темпами обществу от возможности появления в нем самых грубых и сильных отклонений. Например, в случае такой ереси, как сахаджия, с ее различными проявлениями, это не становилось каким-то массовым явлением, а скорее бы­ло единичным отклонением. Поэтому российский ИСККОН всегда был благоприятно ориен­тирован лишь на наставления Шрилы Прабхупады.

То же самое касается и теории ритвиков. Бредовые идеи ритвиков не могли проникнуть в страну из-за «железного занавеса». Во время второго этапа, когда по всей стране горело огромное пламя санкиртаны, и ради удовлетворения гуру творились великие дела, ритвик-вада тоже не могла привлечь чье-то внимание. Однако, многие отклонения (ереси), такие как «рагануга» для неподготовленных, ритвик-вада, пристальное внимание к занимаемому аш­раму и сомнения в реальности санньяса-ашрама все же проникли в Россию и взбудоражили умы многих преданных в период кризиса 1998 г., который, именно в России, приобрел боль­шие размеры по сравнению с мировым ИСККОН. И он же проявил направления дальнейше­го развития ИСККОН России в сторону улучшения качества проповеди и образования пре­данных, а также формирования общин вайшнавов и необходимых для этого социальной и экономической основ (нынешний 3-й этап).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: