Животноводческие комплексы

Животноводческие комплексы подразделяют по трем призна­кам: видам животных, назначению, специализации.

Виды животноводческих комплексов: крупного рогатого скота, свиноводческие, овцеводческие, коневодческие, кролиководчес­кие, звероводческие.

По назначению животноводческие комплексы могут быть то­варными, племенными, откормочными.

Специализацию определяют для каждого вида животноводчес­ких и птицеводческих комплексов: например, фермы крупного рогатого скота могут быть мясными, молочными, мясо-молоч­ными и т. д.

Размещение. Все крупные животноводческие комплексы должны находиться от селитебных зон населенных мест на рас­стоянии от 300 м и более.

Рациональная организация и система содержания животных, их продуктивность во многом зависят от размещения на терри­тории предприятия пастбищ и кормовых севооборотов. Поэтому размещать производственные центры или отдельные животно-


водческие комплексы необходимо с учетом проекта внутрихозяй­ственного землеустройства и проекта планировки территории предприятия.

Организация территории комплекса. Территорию комплекса подразделяют на функциональные зоны.

Административно-бытовая зона — часть комплекса (отдельно стоящее здание или помещение в производственном здании), где сосредоточены функции управления, помещение для отдыха пер­сонала комплекса, столовая, бытовые (санпропускники, душе­вая).

Зона основного производственного назначения включает два сек­тора — содержания животных и кормовой. В секторе содержания животных располагают основные животноводческие здания, ко­торые размещают так, чтобы выполнялась территориальная тех­нология производственного процесса: порядок перемещения жи­вотных от маточного поголовья к молодняку младшего возраста и затем к молодняку старшего возраста; удобство доставки кор­мов в эти здания — ближе к кормовой группе зданий те, что требуют большего количества кормов; удобство очистки зданий от навоза и доставки его в навозохранилище, а также других, специальных для различных видов животных, производственных процессов (доение коров, стрижка и купание овец и др.).

В кормовом секторе располагают кормоприготовительную и различные склады кормов. Размещают эти здания так, чтобы обеспечить кратчайшие и прямолинейные пути доставки кормов в животноводческие здания и удобное перемещение различных видов фуража со складов в кормоприготовительную.

Вспомогательная зона предназначена для санитарного и вете­ринарного профилактического обслуживания комплекса. Здесь размещают ветеринарный пункт с аптекой и пункт искусствен­ного осеменения.

Зона сбора, хранения и переработки отходов (навозохранили­ща) обеспечивает сбор, качественное хранение, обеззараживание навоза и других отходов фермы с последующим вывозом на поля или при наличии специальной технологии переработку с приго­товлением органических удобрений.

Застройка комплексов. Форма животноводческих зданий пря­моугольная с соотношением сторон от 1:3 до 1:6. В продольных стенах зданий имеются окна. Входы в здание делают преимуще­ственно с торцов. В середине продольных стен зданий обычно также имеется вход.

При размещении животноводческих зданий следует учитывать их инсоляцию. Здания с двусторонним освещением ориентируют меридионально для обеспечения не менее трехчасового солнеч­ного Освещения каждой стороны здания в течение дня. При этом нормальная солнечная радиация поступает внутрь зданий и

стены детом хорошо прогрева­ются, что создает внутри бла­гоприятный микроклимат для животных.

Для прогулок животных предусматривают выгульные дворы, м? на голову: коровы 15...20, телята старшего воз­раста 10... 15, телята младшего возраста 5...10, хряки 15, сви­номатки 10... 12, поросята на откорме 1...3, овцы 3...4, куры, утки, гуси, индейки 3...8., кро­лики 1*.

Выгульные дворы размеща­ют по-разному. Чаще их рас­полагают вдоль продольных стен здания с одной или обеих сторон (рис. 46,а,б). Севернее

58-й параллели рекомендуют размещать их с одной, незатененной стороны здания, а южнее 58-й параллели — на затененной стороне зданий. В районах с сильными ветрами предпочтение отдают подветренной стороне, со слабыми ветрами, большим числом штилевых дней в году — с наветренной от здания сторо­ны.

Нередко в целях сокращения пути доставки кормов в здания и удаления навоза выгульные дворы размещают с торцов живот­новодческих зданий (рис. 46,в). При этом навоз удаляют по подъемным каналам и все здания для содержания животных разме­щают в один или два ряда. Вместо выгульных дворов иногда используют прогулочные коридоры (рис. 46,г). Длина их должна обеспечивать прогулку животных в течение 2...3 ч. Прогон для прогулки животных предусматривают вокруг долголетних куль­турных пастбищ, куда животных можно загонять для пастьбы (см. рис. 46,г).

Животноводческие здания размещают на территории ком­плекса в один-два или несколько рядов. Между рядами зданий проектируют кормовые коридоры шириной до 30 м. По ним перевозят корма к зданиям, где содержат животных. Грузопотоки на крупных фермах составляют десятки тысяч тонн. Так, на ферме крупного рогатого скота молочного направления на 1000 гол. за год перемещается от хранилищ до мест скармлива

· Первая цифра — площадь выгульного двора с твердым покрытием части его.

· Вторая цифра — то же с грунтовым покрытием без улучшения.

ния около 10 тыс. т сенажа и силоса, 6...7 тыс. т зеленой массы, 5000 т комбикормов; кроме того, перевозят 5000 т молока, уда­ляют около 20 тыс. т навоза. Поэтому длина путей перевозок имеет большое значение для экономичности эксплуатационных расходов.

Механизация транспортных работ в животноводческих ком­плексах. Основные транспортные работы в животноводческих комплексах — это перевозки кормов и удаление навоза. Корма для животных, как правило, сосредоточивают в подсобной зоне комплексов, и для кормления их доставляют в помещения. До­ставляют корма к животноводческим помещениям безрельсовым транспортом — в тачках, трех- и четырехколесных тележках, авто- и электрокарах, тракторных прицепных тележках и рельсо­вым транспортом — подвесные дороги, рельсовый узкоколейный транспорт, подвижные комбинированные кормушки. Кроме того, применяют штанговый, цепной, ленточный, шнековый или качающийся транспортер.

Безрельсовый мобильный транспорт (электро- и автокары) в отечественной и зарубежной практике вполне оправдал себя. Электро- и автокары просты, удобны и дешевы в эксплуатации. Рельсовый транспорт более тяжелый, громоздкий и менее удо­бен. Подвесные дороги удобны, но сложны в эксплуатации. Наи­более распространен безрельсовый мобильный транспорт. Иног­да применяют и трубопроводный транспорт: кормосмеси транс­портируют пневматическим или гидравлическим способом. Этот способ признан наиболее экономичным.

Навоз удаляют по одной из следующих систем:

механическая — навоз удаляют из помещения и передвигают от здания до навозохранилища малогабаритными бульдозерами. Кроме бульдозера применяют механический скребок. Но эта система не исключает ручного труда и вредна для животных: отработанные газы загрязняют воздух в помещениях;

стационарная система значительно экономичнее и удобнее в эксплуатации: по продольным каналам, расположенным под полом, при помощи скребковых или штанговых транспортеров навоз продвигают в торец здания, где с помощью наклонного транспортера загружают в транспортерные тележки и затем вы­возят на поля или в навозохранилища. Транспортировать навоз до навозохранилища от зданий можно с помощью системы по­перечных транспортеров, размещаемых в подземных каналах;

гидравлическую систему применяют в основном на крупных животноводческих комплексах, где вывоз навоза на поля из на­возохранилищ практически невозможен. При бесподстилочном содержании животных и гидротранспортировании навоза накап­ливается большое количество жидких навозных масс высокой загрязненности. Удаление, обработка и использование больших количеств жидкого навоза являются новой, технически сложной проблемой.

Систему удаления навоза, метод его обработки, способы вне­сения удобрений под сельскохозяйственные культуры наиболее целесообразно решать в комплексе при планировке предприятия с учетом технологии производства и внедрения научной органи­зации труда.

Организация подсобной зоны животноводческих комплексов. Подсобная зона включает кормовую группу зданий и здание для обслуживающего персонала с необходимыми площадками. В со­став зоны входят кормоприготовительный цех, склад концентри­рованных кормов, рассчитанный на полную потребность в тече­ние стойлового периода, склад корнеплодов на 25...30 % потреб­ности в год, силосохранилища, сенажные башни и склады грубых кормов, рассчитанные на обеспечение полной потребнос­ти животных в них. Остальные корнеплоды и кормовой карто­фель предусматривается хранить в хорошо оборудованных бур­тах. По мере освобождения хранилища для корнеплодов на ком­плексе картофель и корнеплоды из вскрытых буртов перевозят в хранилище.

В некоторых районах основными кормами являются грубые (сено, клевер, яровая солома) в обычном виде, в запаренном и в виде мешанки. Концентраты используют в смеси с другими кор­мами и отдельно.

В хозяйствах Нечерноземной зоны животных кормят в основ­ном смешанными кормами. На фермах построены кормоприготовительные цехи, где корма дробят, запаривают, добавляют к ним различные смеси, резку соломы и т. д.

Сено и солому можно хранить в стогах, скирдах, под навеса­ми, на чердаках животноводческих зданий и в сараях в спрессо­ванном или неспрессованном виде. Сенаж хранят в облицован­ных траншеях под пленкой или в специальных механизирован­ных башнях. При хранении сенажа в башнях легче механизировать его раздачу, снизить потери, чем при хранении в траншеях. Высота башни должна равняться ее диаметру. Приме­няют башни вместимостью 200, 400, 650 т и диаметром соответ­ственно 6, 7 и 9 м. При строительстве башенных силосохрани­лищ диаметром 10... 14 м капиталовложения на их сооружение меньше, чем при строительстве траншей. Силосные башни уста­навливают в ряд. Траншеи подразделяют на заглубленные, полу­заглубленные и наземные. По условиям эксплуатации заглублен­ные траншеи менее удобны, чем наземные со стенами из сбор­ных железобетонных плит. Вместимость траншей от 250 до 3000 т, ширина 10...15 м. Загружают их сенажной массой не более чем за трое суток. После уплотнения травы бульдозером массу закрывают полиэтиленовой пленкой и утепляющими мате­риалами.

Концентрированные корма хранят в хранилищах для фураж­ного зерна напольным способом или в бункерах. Комбинирован­ные корма хранят в мешках напольным способом. В кормопри­готовительный цех корма подают через люки, расположенные в его торцах или в стороне, противоположной выходу готовых кормов. Поэтому склады кормов следует размещать так, чтобы корма было удобно транспортировать в кормоприготовительный цех с использованием горизонтальных или наклонных транспор­теров. Цех по приготовлению кормов рекомендуют блокировать с одним или несколькими складами кормов.

Во многих хозяйствах, где при животноводческих зданиях имеются сенажные башни, корма смешивают непосредственно в помещениях, где содержат животных. Некоторый запас кормов всех видов хранится в кормовых торцах. Рядом имеется помеще­ние для смешивания кормов, откуда корма раздатчиками транс­портируют в кормушки.

Расположение кормоприготовительного цеха. От кормоприготовительного цеха к животноводческим зданиям перемещают большое количество кормов. При однорядном размещении жи­вотноводческих зданий (рис. 47,а) цех по приготовлению кормов строят перед фронтом этих зданий с таким расчетом, чтобы полусумма всех грузов кормов была равна или больше суммы как левых, так и правых грузов. Это место должно находиться против оси одного из животноводческих зданий (рис. 47,а,б). При рас­чете пользуются формулой

где ΣQЛ и ΣQnp — сумма левых и правых грузов кормов; Q1…n — груз кормов к 1...n-му животноводческому зданию.

Например, при Q1 =3 т, Q2 = 4 т, Q3 =3 т, Q4 =5 т и расположе­нии кормоприготовительной в точке 1 (см. рис. 47,о) будем иметь 3<7,5<8. Если же кормоприготовительный цех поместить в точку 2, то соотношение изменится и составит 7<7,5>5. В пер­вом случае условие формулы не соблюдается, второе положение обеспечивает это условие и является правильным.

При двурядном размещении животноводческих зданий кормо­приготовительный цех можно разместить или с одной стороны от обоих рядов, или между рядами. Оба решения имеют как достоинства, так и недостатки. В первом случае преимуществом является то, что животноводческая группа зданий максимально изолирована, что очень важно в зоогигиеническом отношении (рис. 47,в); недостаток — большая протяженность путей, по ко­торым подают корма, что приводит к лишним затратам средств при эксплуатации.

Размещение кормоприготовительных помещений и складов кормов между рядами животноводческих зданий (рис. 47, е) также имеет достоинства (центральное размещение цеха по при­готовлению кормов и короткие пути перевозки кормов) и недо­статки (неблагополучная организация территории комплекса в зооветеринарном отношении).

Размещение животноводческих зданий в три и больше рядов и кормовой группы зданий рядом с ними (рис. 47, д) обеспечива­ет обособленность производственной и подсобной зон комплек­са, что снижает опасность эпизоотии и повышает экономичность перемещения кормов. Однако при современной организации до­ставки кормов и удаления навоза наземным способом пути пере-


мещения кормов и навоза могут совпадать, что недопустимо в санитарном отношении. При транспортировке навоза до навозо­хранилища с помощью системы поперечных транспортеров или пневматической установки по подземным трубопроводам этот недостаток исключается.

Здания ветеринарного назначения — пункт искусственного осеменения и ветеринарный пункт с аптекой — размещают с уче­том наиболее удобного обслуживания всего поголовья животных комплекса. Главное при этом — обеспечить кратчайший путь движения животных из животноводческих помещений до ветери­нарных пунктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: