Базис Юнга

Развитие науки привело к тому, что “психические функции” Юнга – это одно понятие, а базис Юнга и функции информационного метаболизма (ФИМ) в соционике – это уже совсем другое. Это отличие, его причины и результаты заключены в следующем:

Во-первых отметим, что у Юнга нет четкого разделения между признаком как таковым и свойствами его носителя.

Во-вторых, сам Юнг практиковал как психиатр, поэтому его терминология близка этой области. Для здоровых людей использование психиатрических терминов не вполне уместно.

В-третьих, достижения современной науки дали возможность слегка подкорректировать смысл каждого из признаков.

Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению базиса Юнга.

I. В соционике традиционно первым рассматривается тот, который у Юнга звучит наименее явно. В то же время он наиболее жестко определяет свойства носителя и с трудом поддается имитации. По этому признаку Юнг делил людей на шизотимов и противоположных им циклотимов [26]. По указанным выше причинам в соционике шизотимность/циклотимность называется по-другому: рациональность/иррациональность. По мнению С.Савченко, основным для понятия рациональность является наличие границы, иррациональность – ее отсутствие. Из этого уже следуют более частные характеристики:

- Рациональность – дискретность (раздельность); следовательно – порядок, где одно отделено от другого; последовательность перехода от одной части к другой; алгоритм перехода, то есть – заблаговременное планирование своих действий рациональными людьми, приверженность их инструкциям и расписаниям; растерянность при нарушении планов.

- Иррациональность – континуальность (протяженность); нечто сплошное или с размытыми, нечеткими границами; целостность; одномоментность или растворение в ситуации, гибкое реагирование на изменения; “неорганизованность” и отсутствие жесткого планирования; неприятие однозначных инструкций и расписаний.

II. Следующим признаком Юнг разделял “мыслящих” и “чувствующих” [26]. Следы этого признака ведут в смежные области знания: в психологии, например, ему соответствует противоположность объективности (беспристрастности) и неравнодушного отношения (пристрастности). В специальных психологических терминах это вербализуется как когнитивное/аффективное. Иногда в таком же значении психологи и философы пользуются словами рациональное/нерациональное (или чувственное, или интуитивное или еще какое-либо противоположное “рациональному”). Это оказывается некорректным с точки зрения более отчетливой соционической методологии.

Для отмежевания от всех подобных недоразумений, а также и потому, что “мыслящие” тоже чувствуют, а “чувствующие” тоже мыслят, в соционике принято называть этот признак логика/этика. Возможно, это не совсем удачные названия – из-за “этики”, которая в философии обозначает неписаные законы поведения людей. Ведь закон – максимально логическое образование. Однако именно таким образом была обозначена пристрастность, оценочность; понимание желаний и потребностей; необходимость учитывать потребности других, соотнося их со своими.

Носители этого признака – так называемые “ этики ” – в своем мышлении оценочны, – как в первую, так и в самую последнюю очередь. Не только чувства и настроения людей, но и объективные закономерности, как бы “не зависящие от нашего к ним отношения”, вызывают у них вполне пристрастный отклик, оценку (“хорошо” или “плохо”). Зато установление логических связей или решение логических задач вызывает у них затруднение.

Напротив, “ логики ” с успехом решают такие задачи; объективность для них – не пустой звук, и ради дела или необходимости они могут отрешиться от своих симпатий или антипатий. Они оперируют фактами, логическими умозаключениями. В чувствах же – как окружающих, так и своих собственных – разбираются с трудом, полагаются на анализ даже в этой сфере.

Прежде чем перейти к остальным признакам базиса Юнга, сделаем небольшое замечание. Иногда в соционике рассматриваются всевозможные объединения двух Юнговских признаков из четырех. Это оказывается довольно полезным для разных задач [13]. При этом объединение Юнговских признаков рациональность/иррациональность и этика/логика называются «стереотипы суждений», а остальных двух признаков – «стереотипы поведения» [13].

Об этом мы говорим здесь еще и потому, что в соционических терминах существует не только рациональная этика, но и иррациональная логика. Например:

1) рациональная этика: “Я хочу: во-первых – мороженое, во-вторых – пирожное, в третьих – конфет!”;

2) в отличие от нее – иррациональная этика: “Хочу сейчас, всего и много!”;

3) рациональная логика: “Правила менять по ходу игры недопустимо”;

4) в отличие от нее – иррациональная логика: “Не существует правил без исключений”.

Эти примеры не претендуют на то, чтобы давать полную характеристику признаков, но иллюстрируют их разницу в определенном ракурсе. В соционе каждый из стереотипов суждения представляют по 4 ТИМа; такие четверки В.Гуленко назвал “группами аргументации” (а стереотипы поведения образуют “стимульные группы”) [13].

III. Следующий признак сенсорика/интуиция вполне адекватно соотносится с философскими категориями материальное/идеальное. Сенсорика соответствует материальному, предметному миру; тому, что происходит в ближайшем пространстве в настоящее время – “здесь и сейчас”. Поэтому носители признака – так называемые сенсорики – успешно ориентируются в реальном мире с помощью своих органов чувств, хорошо осознают телесные сигналы и потребности организма.

Напротив, интуиция как отвлеченный, идеальный мир, ближе всего к воображению, воссозданию и конструированию во внутреннем психическом плане образов нездешних мест, картин прошлого и будущего. Поэтому интуитивы живут как бы “там и тогда”. Они, в отличие от более поверхностных сенсориков, проникают своей мыслью вглубь предметов и явлений, “видят” скрытое, а также надвигающееся. Предчувствия и догадки для интуитивов также реальны, как предметы для сенсориков.

Традиционный для многих произведений литературы и кино юмористический персонаж – профессор- интуитив – оказывается рассеянным только для внешнего наблюдателя. На самом же деле его рассеянность – оборотная сторона крайней сосредоточенности на своих мыслях, когда никакие предметы окружающего мира не должны отвлекать, мешать.

IV. Оставшийся признак рассматривался Юнгом в первую очередь и назывался “экстравертная и интровертная установка”. Недопустимо путать ее с особенностью темперамента, как преобладания процесса возбуждения или торможения. Поэтому в соционике слова для этого признака видоизменены: экстратимность/интротимность.

Юнгом этот признак понимался как направление энергии либидо наружу или вовнутрь [26]. И в соционике он понимается как некая энергетическая характеристика всей психики, а не только нервной системы.

У экстратимов энергия в избытке, и ее хватает на то, чтоб обращаться к большому количеству объектов; поэтому “объектность” – основа экстратимности. А на нее уже настраивается общая открытость, общительность, громкая речь и бурная жестикуляция носителя этого свойства.

Интротимы, напротив – экономно расходуют энергию. Поэтому они ищут такую систему отношений, где потери энергии были бы минимальны. Для этого они ориентируются на свой субъективный отклик от происходящего. “Субъектность”, таким образом, – основа интротимности, так же как и “отношения” (в широком смысле).

Ее не следует путать с пристрастностью, ибо некоторые интротимы, будучи в то же время логиками, стремятся к беспристрастности. Таких ТИМов в соционе – четыре, так же как и экстратимов - этиков, которые объектны и пристрастны одновременно.

Следует отметить, что замкнутые до застенчивости интротимы с возрастом становятся более общительными; также и экстратимы – несколько уравновешиваются.

На практике возможны и такие единичные случаи, когда, например, интротим является по физиологическому темпераменту холериком, а экстратим – меланхоликом. Подобные проявления затрудняют идентификацию ТИМа, но они иногда встречаются.

Если для индивида определены значения всех четырех признаков, то и ТИМ его известен. Американское «Типоведение» останавливается на этом перечне значений, называя его “профилем личности” [9]. В соционике прикидка по признакам является, как правило, основанием для гипотезы при идентификации – какого же ТИМа испытуемый.

По значениям признаков уже можно составить название ТИМа. В названии явно указаны три из четырех признаков, а оставшийся (рациональность/иррациональность) присутствует неявно. Он задает порядок перечисления первых двух. Общее правило такое:

- у рациональных ТИМов на первом месте идет значение признака логика/этика, а на втором – сенсорика/интуиция;

- у иррациональных ТИМов – наоборот – на первом месте идет значение признака сенсорика/интуиция, а на втором – логика/этика;

- на третьем месте у всех – значение признака экстратимность/интротимность.

Таким образом, приведем примеры названия рациональных ТИМов: логико-сенсорный экстратим, сокращенно ЛСЭ; этико-интуитивный интротим (ЭИИ); а также иррациональных: сенсорно-логический экстратим (СЛЭ); интуитивно-этический интротим (ИЭИ). Для названия ТИМов используются в настоящее время такие трехбуквенные обозначения. Применявшиеся когда-то “псевдонимы” перекочевали из научной литературы в обыденную речь и в кулуары конференций, где их удобно использовать для краткости. Совокупность всех 16 ТИМов (социон) будет приведена после ознакомления с моделью А.

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких парных признаков состоит базис Юнга?

2. Каковы основные характеристики значений каждого из признаков базиса Юнга?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: