Возникновение и предмет соционики

Человеческое познание движется от фрагментарной феноменологии к построению целостной картины мира. На этом пути возникают частные науки со своим объектом и предметом. Они же потом становятся учебными дисциплинами. Базовыми считаются те, в которых объект и предмет совпадают, например – общая психология, где и объектом и предметом является психика как таковая.

Но чаще они не совпадают, и в той же, например, патопсихологии, где психика – объект, предметом являются отклонения от психической нормы.

Исторически сложилось, что первоначально объектом соционики были люди и отношения между ними; предметом – особая организация психики, заключающаяся в своеобразии приема, обработки и выдачи информации индивидами.

Со временем, когда укрепился общеметодологический статус соционики, а также была показана ее неразделимая связь с системным подходом; ее объект расширился до неограниченных пределов – то есть, она может служить инструментом рассмотрения чего бы то ни было; а предмет приобрел системные очертания, представляя собой трехуровневое образование.

Центральным в нем является тип информационного метаболизма (ТИМ), его подсистема – составляющие его функции информационного метаболизма (ФИМ) во взаимосвязях между собой; и надсистема – социон как системная совокупность 16 ТИМов, состоящих между собой в интертипных отношениях.

Этот предмет представляется таким исходя из определения соционики как “науки о соционной природе общества, о типах информационного метаболизма и отношениях между ними” [1].

Автором термина “ информационный метаболизм ” является польский психиатр Антон Кемпинский (1918-1972): “Подобно тому, как субстанции, ассимилируемые организмом, разбиваются на основные элементы, из которых организм строит свою собственную структуру, потоки информации, поступающие извне, [так же] преобразуются в специфические структуры”; “В сигнальном метаболизме, т.е. в получении информации из окружения и реагирования на нее, существуют законы, аналогичные законам энергетического метаболизма” [18].

Дальнейшее развитие теории информационного метаболизма осуществила Аушра Аугустинавичюте, которой удалось увидеть именно информационную закономерность в теории психологических типов К.Г.Юнга. Выделенные им “психические функции” – мышление, чувства, ощущение и интуицию – в соответствии с экстравертированной и интровертированной установками она восприняла как механизм селекции воспринимаемых психикой сигналов [22].

“Этот механизм можно назвать кодом информационного метаболизма (ИМ), или правилами языка, с помощью которого передается информация. Механизм образован из восьми элементов, разные комбинации которых дают шестнадцать кодов ИМ. Каждый человек – обладатель одного из таких кодов, поэтому, с точки зрения типологии Юнга, человек не только индивидуальность и представитель человеческого рода, но и представитель определенного типа ИМ. Типы информационного метаболизма – качественно отличающиеся составные элементы человечества” [1].

В русле этого положения были сформулированы современные постулаты соционики, на которых она строится как частная наука. Они явились результатом работы киевской школы соционики, а их смысл заключается в следующем:

1) все многообразие информации человеческая психика структурирует через набор из восьми информационных аспектов;

2) каждый аспект в человеческой психике обрабатывается соответствующей функцией информационного метаболизма (ФИМ);

3) совокупность ФИМ в индивидной психике имеет иерархическую структуру, в которой закрепляется способ принятия, переработки и выдачи информации; он называется тип информационного метаболизма (ТИМ) и описывается соционической моделью «А»;

4) существует 16 способов обработки информации (ТИМов), которые состоят между собой в интертипных отношениях (ИО) и образуют целостную совокупность – социон как элементарную единицу человеческого общества.

Таким образом, благодаря пониманию аспектной структуры информации, ТИМной специализации в ее обработке, интертипных отношений и т.д., соционика оказалась масштабным изобретением человечества, за которое Аушра Аугустинавичюте была награждена медалью Российской академии наук.

Следует упомянуть, что в настоящее время независимо от Соционики существует и типология психики, также построенная на основе учения К.-Г.Юнга о психологических типах – Типоведение (Type Watching), которое распространилось в основном в США. Оно оперирует 16-ю похожими на соционические типами, однако остается в рамках четырех парных признаков, комбинация которых рассматривается как “профиль личности”. Отсутствие модели и теории интертипных отношений делает типоведение не только менее масштабным, но и не позволяет в его рамках давать адекватные рекомендации по совместимости типов [9].

Вопросы для самоконтроля

1. Кто является автором понятия "информационный метаболизм"? В чем смысл этого понятия?

2. Что является предметом соционики?

3. Кто является автором целостной теории информационного метаболизма в ее типологизированной форме?

4. Каковы постулаты соционики?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: