Содержательное наполнение информационных аспектов

Принципы системного подхода позволяют выделить парные (бинарные) признаки, которые подобны философским категориям. Более того, вполне определенные философские категории переводятся на язык не только системного подхода, но и так называемых “бинарных признаков” информационных аспектов, а заодно – и признаков из базиса Юнга.

Итак, рассмотрим три парных признака для интровертного способа введения аспектов. Их смысл считается самоочевидным, а кроме того им соответствуют фундаментальные категории в системном подходе и в диалектической философии.

Первый из них – “ тело/поле ”. В философии это “вещь/отношение”, а в системном подходе – “компонент/связь”.

Второй признак как бы расшифровывает всевозможные связи, делая упор на “вертикальных”, – это “ внешнее/внутреннее ”. Он полностью созвучен с философскими категориями, а в системном подходе ему соответствует понятие вложенных системных уровней, а именно – “надсистема/подсистема”.

Термины для третьего признака – “ статика/динамика ” – взяты, очевидно, из механики, в диалектике ему соответствует “покой/движение”, а в системологии – “устройство (структура)/функционирование”.

Рассмотрение философских и системологических параллелей нужно для того, чтобы облегчить понимание смысла каждого из аспектов. Противоположности, или “полюса”, являются значениями этих парных признаков.

По правилам комбинаторики количество их всевозможных комбинаций составляет 8. Совокупность трех значений этих признаков дает возможность понять смысл соответствующего информационного аспекта. Ясным становится также и то, что именно должна обрабатывать “его” психическая функция (функция информационного метаболизма). Результаты этого этапа изложения сведены в таблицу (табл. 5.5).

Для удобства в использовании принято обозначать графическим символом как информационный аспект, так и соответствующую ФИМ.

Названия для каждой ФИМ отражают уже специфику обработки соответствующего аспекта и даны в таблице после графического обозначения. Также дается наиболее общая словесная расшифровка аспектов.

Таблица 5.5

Признаки аспектов, обозначения; названия ФИМ.

Признаки аспекта Символ Функция ИМ Информация о
Внутреннее/статика/тело   ) интуиция возможностей смысле всего; содержании, устройстве предметов, их возможностях; скрытых способностях людей.
Внешнее/статика/тело   + волевая сенсорика форме предметов, силе при формировании, внешних и волевых качествах людей.
Внутреннее/динамика/тело   - этика эмоций внутренней изменчивости, нагревании предметов, эмоциональной жизни человека.
Внешнее/динамика/тело   / деловая логика внешней изменчивости, движении, работе, технологии, целесообразности, выгодности.
Внешнее/статика/поле   структурная логика расстоянии и его измерении; количестве, объективных соотношениях, логичности
Внутреннее/статика/поле   . этика отношений притяжении/отталкивании, симпатии/антипатии, пристрастном отношении, потребностях, мотивах.
Внешнее/динамика/поле   , сенсорика ощущений пространственной процессуальности, изменениях в предметном мире; ощущениях человека в настоящий момент; комфорте и гармоничности.
Внутреннее/динамика/поле   * интуиция времени временной процессуальности; развитии событий; образах прошлого и будущего; предчувствиях.

Кроме того, Н.Медведеву принадлежит экстравертный, более физический подход для введения аспектов. Они называются, как уже упоминалось, “первореалиями” и объявляются объективно существующими. Известная формула А.Эйнштейна E=mc2 дает основу для понимания аспектов в таком подходе.

Энергия ставится в соответствие этике (в смысле информационных аспектов); масса как характеристика материи – логике; пространство – сенсорике, время – интуиции.

Черные аспекты (аспекты тела) отражают реальные сущности, белые (аспекты поля) отражают соотношения сущностей [14]:

· / - материя; 0 - соотношение материи;

· - - энергия;. - соотношение энергии;

· + - пространственные формы;, - соотношение пространственных форм;

· ) - время; * - соотношение временных промежутков.

Графические обозначения, как видим, двухцветны – черные для аспектов тела (нечто сплошное), белые – для аспектов поля (ограниченная пустота). Эти прилагательные также дают общие названия для наименования как аспекта, так и соответствующей ФИМ, например, “черная этика”, “белая логика”, которые, понятно, не несут никакой эмоциональной нагрузки в своем смысловом наполнении. Эти наименования соответствуют частично базису Юнга, а точнее – трем из четырех признаков (ключевое слово в названии – признакам этика/логика и сенсорика/интуиция, цвет обозначения – признаку экстратимность/интротимность). Вопросы семантики аспектов очень важны как для понимания функционирования индивидной психики, так и для адекватной идентификации ТИМов. Ясно и то, что в реальной информации аспекты присутствуют в виде всевозможных наборов, или суперпозиции, а задача исследователя – определить, какой из них занимает главенствующее место.

Бывает так, что сопутствующие аспекты задают собой специфические контексты в главных аспектах, результатом чего и становятся смысловые оттенки слов и выражений.

В таблице приложения смысл аспектов расшифровывается в горизонтальных строках, а в каждом столбце задается контекст аспекта, поставленного в шапку таблицы.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы бинарные признаки информационных аспектов?

2. Какими сочетаниями бинарных признаков определяется каждый из информационных аспектов?

3. Каким "первореалиям" ставятся в соответствие информационные аспекты в экстравертном способе их понятийного введения?

6. Модель А

Модель А является обобщенным представлением о том, каким образом перерабатывается информация. Это идеальное умозрительное порождение изображается схематически. Модель А имеет структуру (рис. 6.1 и 6.2), состоящую из восьми элементов – пронумерованных ячеек.

 
 

   
   
   
   

Рис. 6.1 – Модель А Рис. 6.2 – Современное блочное изображение.

Элементы объединены попарно в блоки, названия которых идут от психоаналитических традиций. Однако соотнесение их с пластами психики – условно, и наиболее адекватно сущность каждого блока обозначается словами, которые даны в скобках:

- элементы № 1 и 2 – блок ЭГО (знаю);

- элементы № 3 и 4 – блок СуперЭГО (надо);

- элементы № 5 и 6 – блок СуперИД (хочу);

- элементы № 7 и 8 – блок ИД (могу).

Блоки этой модели составляют два суперблока из 4 элементов – витальное кольцо (5, 6, 7 и 8 элементы, блоки ИД и СуперИД) и ментальное (1, 2, 3 и 4 элементы, блоки ЭГО и СуперЭГО). В соционике считается, что ментальное кольцо работает в режиме решения новых задач; витальное – в полуавтоматическом режиме для поддержания жизнедеятельности в привычных условиях. Эти кольца, как видно из рис. 6.1, разомкнуты.

Четырехтактность и цикличность являются универсальной характеристикой любых процессов, что следует из основных законов диалектики, а модель «А» иллюстрирует это в наиболее удачной и емкой форме.

Для каждого ТИМа ячейки “заполняются” определенными аспектами, в результате чего и возникает система ФИМ.

Для облегчения понимания приведем в пример такую аналогию – конфеты ассорти: каждая конфетка сама по себе – аспект ИП; расположенные в коробке углубления для них – элементы модели; углубление определенной формы на своем месте – функция информационного метаболизма.

Ее научное определение таково: “ Функция информационного метаболизма – своеобразный процессор, обрабатывающий информацию по соответствующему аспекту с различной успешностью дифференциации”. Эта успешность определяется тем, на месте какого элемента располагается ФИМ.

Название, предназначение и функционирование блоков и колец прямо следует из особенностей каждого элемента. Направления, указанные стрелками, показывают, как изменяется способность ФИМ, находящихся на местах этих элементов, обрабатывать информацию по своему аспекту.

Для того, чтобы показать, насколько успешно каждая из ФИМ дифференцирует информацию по своему аспекту, используют математический подход. Говорят о “способности ФИМ дифференцировать информацию” соответствующего аспекта по определенным параметрам. Эти параметры еще называют векторами, а эту способность – мерностью функции [10].

Мерность ФИМ увеличивается от одного до четырех (в витальном кольце – от V к VIII ФИМ; в ментальном – от IV к I ФИМ). Для более наглядного понимания мерности приведем следующий пример. Допустим, рассматривается успешность работы с книгой. Тогда:

- одномерность: взять книгу;

- двухмерность: взять книгу и открыть ее на любой странице;

- трехмерность: взять книгу, открыть ее на любой странице, затем найти нужную страницу;

- четырехмерность: прочитать всю книгу.

Научное познание происходит подобным образом и представлено соответствующими этапами:

1) обнаружить явление;

2) назвать его;

3) дать четкое определение;

4) поместить в систему знаний.

Таким образом, еще раз подтверждается то, что модель А отражает довольно-таки глобальные и универсальные закономерности, связанные не только с устройством мира, но и с человеческим познанием.

Теперь перейдем непосредственно к изучению элементов модели А.

Одномерными являются элементы и, следовательно, ФИМ №№ IV и V. Их единственный параметр (или вектор) – опыт. Чтобы различать ФИМ одинаковой мерности в разных кольцах, весьма условно для ФИМ ментального кольца используют прилагательное “личностный”, для витального – “индивидуальный”. Точнее такое разграничение можно вербализовать словосочетаниями “для других” и “для себя”.

Некомпетентность по аспекту четвертой ФИМ переживается индивидом болезненно, поэтому она еще называется “ болевая ” или “место наименьшего сопротивления”. Опыт накапливается медленно и маленькими порциями, его источниками желательно иметь такие, которые не заостряют на этом внимание, не переходят на личное. Даже похвала посторонних по этому аспекту зачастую воспринимается индивидом как неискренняя или как ироничное издевательство.

Напротив, некомпетентность пятой ФИМ выливается в любознательность и информационную всеядность по ее аспекту. Опыт по ней накапливается еще хуже – бывает так, что решенная когда-то задача при повторной актуализации воспринимается как новая. А любое сообщение по ее аспекту воспринимается некритически и может как помогать, так и сбивать с толку. Поэтому ее называют суггестивной.

В двухмерных ФИМ (III и VI) к вектору опыта добавляется вектор норм.

То, что нормы третьей ФИМ – социальные, приводит к вынужденному характеру соответствовать им (“надо”). Это, конечно, неприятно, и именно поэтому блок III и IV ФИМ называется СуперЭГО. Когда носителю ТИМа приходится соответствовать социальным нормам, или когда он не знает, чего от него хотят, – он будет проявляться по аспекту своей третьей ФИМ. Поэтому она называется контактно-ролевая.

В отличие от нее, шестая ФИМ – индивидуальные нормы, то есть то, что индивид устанавливает добровольно сам для себя, чему он с удовольствием стремится соответствовать. Поэтому она и называется референтная. Кроме того, эти же требования иногда выставляются и к окружающим. Однако что именно требуется, сказать трудно, ведь этот аспект обрабатывается все же не очень успешно.

Обычно индивид реагирует на информацию по этому аспекту весьма неравнодушно. Или он раздражен: “не знаю как, но не так!”, или он удовлетворен: “это именно то, что надо!”. В последнем случае активность его повышается, и поэтому шестая ФИМ называется еще активационной. Видно теперь и то, почему блок СуперИД характеризуется словом “хочу”.

В трехмерных ФИМ к векторам опыта и норм добавляется вектор ситуации.

“Индивидуальность” ситуации для седьмой ФИМ приводит к тому, что проявления по ее аспекту своеобразны. С.Савченко назвал ее “местом ложной компетенции”. Индивид не терпит, когда его поучают по аспекту седьмой функции, и сам также стремится не указывать окружающим. Однако в случае угрожающего бездействия или чрезмерных и опасных действий окружающих, индивид склонен выдавать резкие корректирующие, “ограничительые” команды. Причем, чем дольше приходилось терпеть чужую индивидуальность (точнее – ее неуместные проявления) и чем опасней ситуация – тем ограничение мощнее. Поэтому за этой ФИМ утвердилось название фреймовая (т.е. рамочная, ограничивающая) или контролирующая.

Из-за того, что ситуация для второй ФИМ – социальная, проявления по ее аспекту адресованы социуму. По ее аспекту индивид выдает четкую информацию, реализует свой информационный потенциал. Поэтому и называют ее реализационная (иногда – творческая). Примечательно, что вектор ситуации добавляется именно после вектора норм. Это значит, что в самом устройстве человеческой психики заложено творчество как преодоление установленных норм.

В четырехмерных ФИМ к векторам опыта, норм и ситуации добавляется вектор глобальности (в несколько устаревшей терминологии – времени). Индивид способен видеть любую ситуацию в контексте целого ряда возможных.

По аспекту восьмой ФИМ индивид проявляется в повседневной жизни без того, чтоб обращать на это особое внимание. Сказать словами о сторонах жизни по аспекту восьмой ФИМ – может, но неохотно, считая это банальностью. Иногда все же демонстрирует свои знания по этому аспекту, поэтому эта ФИМ иногда называется демонстрационной.

Наиболее удачным представляется название “место небрежной уверенности” (С.Савченко).

Аспект первой ФИМ – наибольшая компетентность индивида. Даже предельно конформные индивидуумы способны отстаивать свое мнение по аспекту первой ФИМ. В любых задачах, любых рассуждениях нужно из чего-то исходить. Индивид исходит из аспекта своей первой ФИМ, поэтому ее название – программная (в России принят термин “базовая”).

Таким образом становится видно, как отличаются между собой блоки ЭГО (знаю) и ИД (могу).

Следует добавить, что ФИМ в модели А работают парами, то есть блоками. Порядок “срабатывания” ФИМ в блоке задается увеличением порядкового номера элемента модели. Имеется 16 вариантов расположения аспектов по ячейкам (номерам элементов). Оно осуществляется по определенному правилу и будет рассмотрено в следующем разделе. Именно таким образом устанавливается иерархия ФИМ для каждого типа.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы блоки в модели А?

2. Как определяется функция информационного метаболизма (ФИМ)?

3. Каковы параметры ФИМ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: