Потребность научиться скорби

Сталкиваясь с собственными недостатками или проступками, совершенными по отношению к нам, мы в первую очередь испытываем желание их исправить. Мы злимся, суетимся, чего-то требуем. Иной раз дела налаживаются, чаще – нет. Если ничего не получается, нам приходится смириться с реальностью некой утраты. Мы расстаемся с людьми, упускаем какие-то шансы в жизни, теряем идеальное представление о себе.

Чтобы совладать с утратой, неудачей, сознанием своего несовершенства, ребенок учится скорби. Скорбь – это процесс расставания с тем, что мы удержать не в силах. В результате мы сможем получить то, чего уже не потеряем: утешение, которое поддержит нас в скорби и поможет обрести мир. Хорошая мать учит ребенка плакать, получать утешение и прощаться с утратой. Она не обесценивает потери, говоря: "Не так уж это было важно" или "Подойди к этому позитивно". Она плачет вместе с детьми и скорбит, когда они скорбят. Так ребенок приучается прощаться с прошлым и жить дальше.

ПОДЛИННОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ "Я"

В каждом из нас заключено два "я", два эмоциональных представления о себе. Одно – это подлинное "я", то, кем мы являемся на самом деле. Другое – идеальное "я", то, кем мы хотим быть. Идеальное "я" включает в себя все наши мечты, цели, амбиции – все, чего мы мечтаем достичь. Сюда могут входить определенные представления об отношениях, собственном характере и карьере.

Хорошая мать знает оба "я" ребенка, она любит и питает их, помогая ребенку жить в соответствии с его реальным "я" и стремиться к идеальному. Для того и существует идеал – он определяет желанное благо. При этом мать показывает ребенку, что его реальное "я" дороже для нее, чем идеальное.

Когда же мать впадает в роковую ошибку и предпочитает идеальное "я" реальному, предпочитает ребенка такого, "каким он должен быть", тому, который у нее есть, ребенок воспроизводит эту ошибку. Он стремится к совершенству, чтобы удержать близость и интерес матери. Идеал превращается для него в программу-минимум на день, в законное требование вместо отдаленной цели.

БЫТЬ "ДОСТАТОЧНО ХОРОШИМ"

Ребенку нужно знать, каково его реальное "я", но это еще не все: мы можем узнать себя и прийти в отчаяние, столкнувшись с "плохими" сторонами реального "я". Наше реальное "я" должно быть достаточно хорошим. Это не значит "быть настолько хорошим, чтобы заслужить любовь". Скорее наоборот: мать принимает все стороны личности ребенка, и ребенок, реагируя на ее принятие, начинает благодаря материнской любви чувствовать себя "достаточно хорошим". Более того, материнская любовь заставляет утихнуть вечно терзающий душу вопрос: "Хороший я или плохой?". Ребенок не хорош и не плох – он любим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: