Проблема человека в философии

Человек — это вселенная во вселенной. И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек — это главная тайна мироздания.*

Высшее звено в цепи развивающегося бытия (на уровне живых систем планеты) — человек. Он представляет собой особый феномен.

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

Проблема человека — одна из основных во всей мировой философской мысли.

Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Частные проявления человека изучают социология, психология, медицина, биология и другие науки.

Философия всегда стремилась к постижению ценности человека. Философскую программу можно выразить словами Сократа: «Познай самого себя».

Проблема сущности человека и тема самопознания являются ключевыми в философии.

Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу.

В античной философии человек — часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе. Человек рассматривался как микрокосм, подчиненный высшему началу — судьбе.

В средневековой философии человек стал восприниматься как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, человек и Бог.

Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство души и тела.

В системе христианского мировоззрения цель бытия человека — спасение души и соединение с Богом. Желание личности стать самостоятельной и свободной трактуется как греховное.

Эпоха возрождения создала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого времени главной становится тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. Личность предстает как свободное существо, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.

Философия нового времени видела в человеке его духовную сущность: человеческий дух, разум, помыслы и деяния. Большая заслуга этого времени — утверждение разума в качестве главной способности человека в познании собственной сущности.

Философия Х1Х — начала ХХ века возвышала духовное начало в человеке, свела сущность человека в одних случаях к рациональному (то есть разумному), а в других — к иррациональному (то есть неразумному).

«Сложен всякий человек и глубок, как море, особенно современный, нервный человек».**

Проявления человеческой сущности многообразны — это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Отличительным, сущностным признаком человека является труд.

*Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М: Гардарики, 2011,стр.338

**Достоевский Ф.М. Литературное наследство. Неизданный Достоевский. М., 1971, стр.417.

Философия конца ХХ — начала ХХ1 века особенно остро испытывает решение «вечного вопроса» о человеке, уяснение его отношения к миру и самому себе. В конце ХХ века появилась возможность самоуничтожения всего человечества. Стало ясно, что единственная подлинная ценность — это человек. Главными стали вопросы:

·почему человек остается загадкой для самого себя;

·почему, изучив и даже покорив природу, познав основные законы общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма.

Философия играет особую роль в цикле человекознания. Познание человека и его сущности — основа философской антропологии — области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Основные понятия - «природа» и «сущность» человека. Говоря о природе человека философия стремится постичь его отличие от естественного бытия, и прежде всего от животных. Главные качества человека, отличающие его от животных — разум, речь, воображение, религия, мораль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: