Точки зрения по вопросу представленности биологического и социального в человеке

Концепция,теория Содержание концепции, теории
1.Ненаучные точки зрения, которые мыслят по принципу или-или (например, социологизаторские концепции) 2.Философские теории религиозного толка 2.1.Платон 3. «Биологизаторские» точки зрения ·антропологизм Л. Фейербаха ·французская социологическая школа ·современные модификации биологизма: фрейдизм, бихевиоризм, расовые теории. 4.Позиция «золотой середины». Ярко выражена у Аристотеля. Все люди рождаются равными от природы. Только от воспитания зависит то, какими индивидуальными способностями и качествами будет обладать человек. В них находит выражение абсолютный разрыв биологического и социального. Понимает человека как суть чистой души, чисто духовной сущности. Рассматривал человека как природное, биологическое существо; утверждал, что человеческие чувства и страсти являются движущей силой. Формы чувственности разнообразны: любовь к жизни, стремление к счастью, эгоизм. Характерна такая же точка зрения: отождествлениеличностногои биологического. Рассматривают человека как природное, биологическое существо. Назвал человека «политическим животным»,где политическое рассматривается как социальное (приобретенное), а животное -какбиологическое (врожденное).
Существует две сущности, определяющие поведение человека: биологическая (врожденная) и социальная (приобретенная). Человек рождается как биосоциальное единство.

Человек появляется на свет с не полностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума.

Человек является носителем генетической наследственности. По наследству передаются анатомические, физиологические особенности (например, предрасположенность к рождению близнецов, долгожительству, свойства нервной системы). Наследственность снабжает человека не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Человек изначально оказывается обладателем:

·особой способности к подражанию взрослых — их действиям, звукам;

·любопытства (социальное качество);

·способности огорчаться, испытывать страх и радость;

·улыбки, которая является привилегией только человека (носит врожденный характер).

Человек появляется на свет как человеческое существо, но в момент рождения — он лишь кандидат в человека. Он не может стать им в изоляции; ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

Суть человеческого бытия — в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно — природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования.

Социальные психические явления формируются пожизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой.

Например, каждый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски, начать рисовать. Но это не сделает его настоящим художником. Для этого надо большее.

Общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида и эта биология в таком преобразованном виде выступает основой его психической сознательной жизнедеятельности.

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

Контрольные вопросы по теме

1.Что входит в состав философского знания о человеке?

2. В чем заключается специфика философских проблем, связанных с человеком?

3. Какие концепции происхождения человека вы знаете?

4. Какие существуют измерения сущности человека?

5. В чем заключается проблема соотношения в человеке биологического и социального?

6. Почему Аристотель назвал человека «политическим животным»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: