Принятие христианства Киевской Русью

Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константинопольская церковь. В конце III в. восточное христианство приняла Армения, в IV в. - Грузия, в IX в. - Моравия и Болгария. Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. Православие было такой религией, которая могла служить интересам утверждения феодализма. Киевская Русь имела более тесные торговые и культурные связи с Византией, где господствовало православие, великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви светской власти, возможность совершать богослужение на родном языке. В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем развития ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Упрочению новой общественной системы, а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти не мог способствовать родоплеменной политеизм, он утратил способность быть социальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские боги скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не имели никакого значения для других племен. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог. Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных причин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, Западной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения подобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведь русичи считались "варварами". Введение новой религии соответствовало потребностям общественного прогресса. Немаловажной является роль Киевского князя Владимира I Святославича (ум. 1015). Он был выдающимся реформатором: провел административную, религиозную, фискальную, военную и другие реформы. При принятии христианства он проявил понимание исторической необходимости, волю для осуществления нелегкой задачи, твердость в преодолении сопротивления.

Почему было принято православие? В "Повести временных лет" имеется рассказ о "выборе веры". Представители различных религий предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары - ислам, хазары - иудаизм, папский легат - католицизм, греческий философ - православие. Предпочтение было отдано православию, т. е. византийской разновидности христианства. После принятия христианства, уже при сыне Владимира Ярославе Мудром (ок. 978 - 1054), в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком митрополитом Леонтием. Ярослав заложил собор св. Софии, Киево-Печерский монастырь (1051, с 1598-лавра). Русская митрополия стала делиться на епархии во главе с епископами — в основном греками. Церковь уже при Владимире стала получать "десятину" и скоро превратилась в крупного феодала. Появились монастыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культурогенные и другие функции. С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от Византии. В XV в. Византия была накануне утраты самостоятельности. В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557 - 1598) был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова (ум. 1607). С этого времени церковь стала обретать большую самостоятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: