В учебном пособии рассматриваются общие вопросы педагогических технологий – проблема технологии в педагогической науке и практике, история возникновения педагогических технологий, связь понятия «технология» с другими категориями педагогической науки, характеристика общепедагогических технологий, их классификация и проблема оценивания в педагогической деятельности. Предлагаемая авторами точка зрения на проблему педагогических технологий не является единственной, но она доказала свою жизнеспособность как в теории, так и в практике образования. В пособии описываются конкретные локальные педагогические технологии – поисково-исследовательские, дискуссионные, технологии открытого образования и др.
Пособие адресовано преподавателям педагогических дисциплин вузов и учреждений повышения квалификации, учителям школ, аспирантам и студентам педагогических вузов по направлениям подготовки 050100 – «Педагогическое образование» и 050400 – «Психолого-педагогическое образование».
УДК 37.02
ББК 74.202.5
| ISBN 978-5-87555-815-3 978-5-87555-816-0 (Часть I) | © ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2012 © Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., 2012 |
Содержание
| ВВЕДЕНИЕ……………………………………………... | |
| ГЛАВА 1. Общая характеристика технологий педагогической деятельности……………………………………………………… | |
| 1.1. Понятие педагогической технологии………….. | |
| 1.2. История возникновения педагогических технологий…………………………………………………... | |
| 1.3. Связь понятия «педагогическая технология» с другими категориями…………………………………… | |
| 1.4. Критерии технологичности деятельности учителя……………………………………………………….. | |
| 1.5. Классификация педагогических технологий….. | |
| 1.6. Краткая характеристика общепедагогических технологий………………………………………………. | |
| 1.7. Освоение педагогами современных технологий …………………………………………………………….. | |
| 1.8. Проблемы в освоении и использовании педагогических технологий…………………………………. | |
| Материалы для выполнения практических заданий….. | |
| ГЛАВА 2. Организация групповой работы………………………………………………... | |
| 2.1. Организация работы по микрогруппам……….. | |
| 2.2. Технология обучения в сотрудничестве………. | |
| 2.3. Коллективные способы обучения……………… | |
| 2.4. Результаты работа в группах…………………... | |
| Материалы для выполнения практических заданий….. | |
| Глава 3. Технология модульного обучения……………………………………………. | |
| 3.1. Основные идеи модульного обучения………… | |
| 3.2. Конструирование модуля………………………. | |
| 3.3. Модульная программа………………………….. | |
| Из опыта работы………………………………………… |
| Глава 4. Дифференцированное обучение……………………………………………………… | |
| 4.1. Цели дифференцированного обучения………... | |
| 4.2. Организация дифференцированного обучения.. | |
| 4.3. Уровневая дифференциация…………………… | |
| Из опыта работы………………………………………… | |
| Глава 5. Поисковые и исследовательские технологии. Проблемное обучение……………………………………………………… | |
| 5.1. Психологические и педагогические основы поисковых и исследовательских технологий…………. | |
| 5.2. Алгоритм поискового и исследовательского обучения…………………………………………………. | |
| 5.3. Проблемное обучение…………………………... | |
| 5.4. Метод кейс-стади……………………………….. | |
| 5.5. Оценка работы учащихся в проблемном обучении…………………………………………………. | |
| Материалы для выполнения практических заданий….. | |
| Глава 6. Проектная деятельность школьников……………………………………….. | |
| 6.1. Особенности и функции проектной деятельности учащихся……………………………... | |
| 6.2. Виды проектов…………………………………... | |
| 6.3. Принципы и условия организации проектной деятельности учащихся………………………………… | |
| 6.4. Этапы организации проектной деятельности школьников…………………………………………………. | |
| 6.5. Средства и способы организации проектной деятельности…………………………………………….. | |
| 6.6. Урок и проектная деятельность школьников…. | |
| Из опыта работы………………………………………… |
| ГЛАВА 7. Дискуссия в педагогическом процессе…………………………………………….. | |
| 7.1. Особенности дискуссии………………………… | |
| 7.2. Этапы проведения дискуссии………………….. | |
| 7.3. Технология «Дебаты»…………………………... | |
| Материалы для выполнения практических заданий….. | |
| Глава 8. Технология игровой деятельности………………………………………………….. | |
| 8.1. Сущность игровой деятельности………………. | |
| 8.2. Структура и принципы игровой технологии….. | |
| 8.3. Классификация игровых технологий………….. | |
| 8.4. Специфика игровой деятельности……………... | |
| из опыта работы………………………………………… | |
| Глава 9. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»………………………………………………. | |
| 9.1. Теоретические основы технологии…………….. | |
| 9.2. Этапы технологии РКМЧП…………………….. | |
| Материалы для выполнения практических заданий….. | |
| Глава 10. Технология Портфолио………... | |
| 10.1. Особенности технологии портфолио………… | |
| 10.2. Портфолио как средство повышения мотивации обучения……………………………………………. | |
| 10.3. Оценка портфолио……………………………... | |
| Глава 11. Педагогические мастерские ……………………………………………………………. | |
| 11.1. Идеи и принципы педагогических мастерских ……………………………………………………………. | |
| 11.2. Этапы построения мастерской………………... | |
| 11.3. Варианты организации занятий в технологии педагогических мастерских…………………………….. | |
| Материалы для выполнения практических заданий….. | |
| Из опыта работы................................................................ | |
| Глава 12. Технология «Образ и мысль»… | |
| 12.1. Идеи технологии «Образ и мысль»…………... | |
| 12.2. Принципы технологии………………………… | |
| 12.3. Технологические этапы построения занятия… | |
| Из опыта работы………………………………………… | |
| Глава 13. Технологии интеграции в образовательном процессе………... | |
| 13.1. Сущность понятия интеграции в образовательном процессе………………………………………... | |
| 13.2. Особенности и этапы технологии интеграции………………………………………………. | |
| 13.3. Краткая характеристика частных технологий интеграции……………………………………………….. | |
| 13.4. Проблемно-тематический день……………….. | |
| Из опыта работы………………………………………… | |
| Глава 14. Оценивание в педагогической деятельности…………………………….. | |
| 14.1. Значение контроля и оценивания в педагогической деятельности…………………………………….. | |
| 14.2. Цели оценивания………………………………. | |
| 14.3. Критериально-ориентированное оценивание... | |
| 14.4. Накопительная система оценок………………. | |
| 14.5. Портфолио как система накопительной оценки……………………………………………………. | |
| 14.6. Рейтинговая система оценки………………….. | |
| 14.7. Тестирование…………………………………... | |
| Материалы для выполнения практических заданий….. | |
| Из опыта работы………………………………………… |






