Термин «технология» берет свое начало от греческих слов techne (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология (в технике) – описание регламента определенных действий, которые гарантируют результат (что обеспечивается опорой на законы, лежащие в основе понимания процесса).
Сегодня в педагогике под технологией понимается целостный процесс достижения заранее поставленной цели, а также отдельная процедура целостного процесса. То есть можно говорить о «широком» и «узком» определении педагогической технологии.
Под педагогической технологией мы понимаем алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.
При множестве определений понятия «педагогическая технология» (см. «Материалы к практическим заданиям») большинство специалистов объединяют их четырьмя принципиально важными положениями:
√ планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого эталона;
|
|
√ программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика;
√ сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;
√ коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.
Другими отличительными чертами педагогических технологий являются:
§ диагностичность поставленных целей, т.е. наличие инструментария, позволяющего определить, достигнута ли цель;
§ четкость в определении набора методов, приемов, операций, ведущих к достижению цели;
§ воспроизводимость – то есть возможность получить запланированный результат вне зависимости от особенностей учителей и учеников.
В чём же состоит сущность педагогической технологии?
1. Педагогическая технология отрицает педагогический экспромт в практической деятельности и переводит её на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в классе.
2. Педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание взаимодействия учителя, учащегося и содержания образования, который с высокой долей вероятности приведет к достижению запланированных результатов.
3. Педагогическая технология предполагает объективный контроль качества полученных результатов (усвоения учебного материала, развитие личности в целом) с помощью средств мониторинга и диагностики на основе заранее заданных критериев.
4. Педагогическая технология разрабатывается на основе принципа системности и целостности, то есть изменение хотя бы в одного из элементов учебно-воспитательного процесса обязательно приведет к изменению всех других. Так, изменяя цели, мы должны ориентироваться на новые результаты, планироватьпоследовательные действия по их достижению и соответствующие им средства контроля и коррекции и т.д.