Практических заданий
Характеристика методов в рамках технологии критического мышления
(По материалам семинаров Института «Открытое Общество»)
ИНСЕРТ (Этап осмысления)
Во время чтения текста учащиеся должны делать пометки на полях. Пометки должны быть следующие:
V – данная информация соответствует тому, что вы знали раньше, или думали, что знаете;
(+) – то, что вы читаете, является для вас новой информацией;
(-) – то, что Вы читаете, противоречит тому, что вы знали раньше или думали, что знаете;
(?) – то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотите получить более подробные сведения по данному вопросу.
Примечание: совсем не обязательно помечать каждую строчку. Ученик сам (!) должен разбить всю информацию на тезисы и пометить только каждый тезис. Данная работа тоже является содержательным анализом статьи, и, очевидно, ее должен выполнить сам учащийся.
2. После окончания чтения и маркировки текста ученикам дается задание заполнить маркировочную таблицу. Маркировочная таблица представляет собой таблицу из четырех колонок, каждая из которых соответствует одному из значков, описанных выше.
|
|
Потенциал: позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения; дает возможность ученику классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний; позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения (по значкам), является подготовкой к составлению маркировочной таблицы.
Взаимоопрос (Этап осмысления)
Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы относительно прочитанного. Важно, чтобы эти вопросы носили не поверхностный, а глубинный характер: были направлены в суть новой информации, имели проблемный характер. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, ученики переходят к следующему.
Потенциал: достижение высоких результатов обучения и глубокого постижения материала; повышение внимания; высокий уровень учебной мотивации.