Основные вопросы античной философии. Диалектика древнегреческих мыслителей. Философия Платона и Аристотеля

Зародилась в 4 в.до н.э.в Греции, до 6 в.н.э. Связана с рабовладельческой формацией (разделение на бездушную вещь и управляющего ей человека).

Взаимосвязь материи (потенции) и идеи (формообразующего принципа структуры). Большую роль играли категории душа и ум (как субъективно-человеческие, так и объективно-космические). Античная ф. чувстенно-материального космоса – как единство идеи и материи.

Античная проблематика: сводится к диалектике идеи и материи, разрабатываемой в виде чувственно-материального космоса (Абсолюта), движимого космической душой и управляемого косм. умом и создаваемого первоединством (судьбой).

Периоды: досократовская ф., ф. классического периода, эллинизм и римская ф.

Философские системы Платона и Аристотеля – вершина классического периода.

Платон создал целостную концепцию объективного идеализма – мир идей, понятий, мыслей первичен по отношению к миру вещей. 2 уровня мира – мир идей и мир вещей.

Материальное бытие создается Творцом-Демиургом из хаоса.

Теория познания Платона построена на том что человек имеет врожденные идеи, вспоминая которые, он открывает для себя мир. Познание есть созерцание разумом высших сущностей. Два этапа познания: до рождения – чистой душой; душа, вселившись в человека, сохраняет знания, которые надо вспомнить. П. советует обращаться к душе, минуя органы чувств.

Человек представляет собой единство тела и бессмертной души. П. делит души (и, соответственно, их обладателей) на три категории, в зависимости от того, какое начало в них преобладает:

- разумная душа «мудрецы», философы. Функция – управлять государством,

- страсть (воля) – стражники и воины, ф-я охранять государство

- вожделение – крестьяне, торговцы, ремесленники, стремятся к материальным, чувственным наслаждениям.

Гармоничное общество по П. – осознание и исполнение каждым из слоев и граждан своего предназначения.

Аристотель. Бытие воспринимается с помощью ощущений. Предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена. Материя есть всеобщая причина, без нее нет бытия. Форма играет роль признака, это сумма свойств предмета является сущностью как предмета, так и бытия в целом. В отличие от Платона, у А. сущность и вещь неразрывны.

Душа человека, как и его сущность и форма тела, дает направленность жизни. Форма господствует над материей, душа над телом, разум над чувствами. Три вида души: растительная, чувственная (животные), разумная (человек, познает и думает).

Теория познания А. строится с позиций эмпиризма – суть вещей познается с помощью ощущений, они дают знания единичного. Знание общего дает наука. Над наукой – философия, совпадающая во многом с логикой Логика – это методология познания, помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Знание логики А. сопоставляет с мудростью. Метод выявления общего – индукция. Метод доказательства из силлогизмов (общих выводов) – дедукция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: