Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения

Возрождение – точка выбора в историческом процессе, ищутся новые пути интеллектуального и цивилизационного развития. Мыслители с одной стороны возвращаются к классическому античному наследию в более полном объеме, чем в средневековье, с другой стороны – открывают новый мир человека и природу.

Поддерживается изменениями в обществе: развитием промышленности, военного дела, связями с другими континентами.

1. Философия В. антропоцентрична. Основной объект – человек, его место в мироздании. Объект – индивид в его эстетическом, анатомическом, чувственном, математическом выражении (это выражается в науке и искусстве).

Человек эпохи В. должен преодолевать теоцентрическую культуру. Но ф. не была атеистической. Ее задача – сузить сферу действия религии и найти место новым ценностям, утвердить роль человека.

2. Гуманизм. История трактуется с антропологической ориентацией. История разделена гуманистами на 3 периода: древний (античность, самоценность мудрости, различение истины и мнения), средневековый (внимание к моральным ценностям через соотношение с абсолютом-богом) и новый (В.). Каждый из них вносит вклад в становление человека.

В В. человек – самостоятельная и высшая ценность. Человек сам утверждает себя в жизни, сфере реальной практики (в ср. – в теоретической области).

Формируется светская мысль, не связанная напрямую с религиозной проблематикой. Происходит расширение интеллектуального мира личности, его интересов, возвышение человека, который начинает проявлять интерес не только к Богу, но и к себе и к природе.

3. Культ творческой деятельности. Концепция творчества как создание нового, социально-значимого для общества.

Иждеи гуманизма находят отражение в живописи и поэзии (Вазари, да Винчи – через постижение человека пытался постичь бытие, Данте, Петрарка воспевают человека).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: