Рис.3 Соединение сегментной шпонкой
Достоинства:
1) не требует индивидуальной подгонки;
2) не подвержена опрокидыванию;
3) удобнее для сборки соединения.
Недостаток: сильнее ослабляет поперечное сечение вала.
Применяются на участках валов, нагруженных незначительными изгибающими моментами.
Такими участками обычно являются их концевые участки.
Несущая способность призматических и сегментных шпонок на срез обычно несколько выше их несущей способности на смятие, поэтому проверочный расчет выполняется по напряжениям смятия:
Для призматических шпонок из стали 45:
при постоянной нагрузке и непрерывной работе
[s]см = (50…70) МПа,
при работе соединения с 50% загрузкой по времени -
[s]см = (130…180) МПа,
при проверке соединения на предельные статические нагрузки [s]см = 200 МПа.
Для подвижных соединений с целью предупреждения образования задиров и заедания при осевом перемещении ступицы допускаемые напряжения снижают ещё в 2…4 раза. При незакалённых поверхностях соединяемых деталей подвижного соединения принимают [s]см = (10…30) МПа.