Развитие социальной психологии в нашей стране

Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в.

В основе периодизации истории отечественной социальной психологии лежат общественно-исторические условия, логика развития самой психологии и развитие смежных научных дисциплин. По этим основаниям в истории отечественной социальной психологии (Шорохова, 2002) выделяют четыре периода:

1-й период(60-е гг. XIX в. − начало XX в): становление социальной психологии. Особенностью первого периода было зарождение социально-психологических идей внутри естественных и общественных наук. (Н.К. Михайловский - социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Михайловскому принадлежит первенство в разработке проблем подражания; Л.И. Петражицкого; В.М. Бехтерева - “Коллективная рефлексология” (1921), выделил базовые признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий, обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применением анкет.

2-й период(20-е гг. XX в. − середина 30-х гг. XX в): развитие социальной психологии. Характерная особенность этого периода − поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществляется как в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, так и путем освоения марксистских идей и их применения к пониманию социально-психологических явлений.

В обсуждении данной проблемы приняли участие Л.Н. Войтоловский, М.А. Рейснер, А.Б. Залкинд, Ю.В. Франкфурт, К.Н. Корнилов, Г.И. Челпанов, который говорил о необходимости существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной. Вторым направлением социальной психологии в этот период было исследование проблемы коллективов. (Б.В. Беляев, Л. Вызов, Л.Н. Войтоловский, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, Г.А. Фортунатов).

3-й период (вторая половина 30-х гг. − середина 50-х гг): стагнация социальной психологии. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования. Этот период сопровождался теоретическим обоснованием ненужности социальной психологии и резкой критикой идеологической направленности западной социальной психологии, полным расхождением в понимании общественных явлений, психологизаторством в социологии. Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг., но и в это время социально-психологические исследования все-таки проводились, хотя их число было явно недостаточным. (труды Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.С. Макаренко)

4-й период (вторая половина 50 − 70-е гг. XX в): возрождение социальной психологии. Психологическая наука в 1950-х гг. в острых дискуссиях с физиологами отстояла свое право на самостоятельное существование. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии.

В нашей стране начался период возрождения социальной психологии и ее формирования как самостоятельной науки.

Завершением четвертого периода, логически переходящего в современное состояние, была кристаллизация социально-психологической проблематики. В качестве основных проблем выделились:

методологические и теоретические проблемы;

проблемы коллектива;

социальная психология личности;

социально-психологические проблемы деятельности;

психология общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: