Подходы к проблеме взаимодействия. Теория взаимодействия Э. Берна

Б.Ф.Ломовым, который указал, что конституирующим принципом взаимодействия в общении является не система перемежающихся действий (воздействий) каждого из участников общения, а их непрерывное взаимодействие. «Общение - это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно развивающихся («симметричных») деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры»

Подход Щепаньского: предлагает рассматривать структуру взаимодействия через стадии его развития. Каждая стадия как структурный элемент:

- Стадия пространственного контакта. Участники оказываются рядом в пространстве. Если взаимодействие развивается – следующая стадия

- Стадия психологического контакта – взаимодействие заинтересованных партнеров друг в друге.

- Стадия социального контакта – между партнерами разворачивается совместная деятельность.

- Стадия взаимодействия – партнеры осуществляют действия, цель которых вызвать реакцию у другого.

- Стадия социального отношения – партнеры осуществляют целые системы действий взаимосвязанные друг с другом.

Теория Берна:

A) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.

Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия.

B) Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.

Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры, манипуляции, уход, соревнование, конфликт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: