Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ульяновский филиал |
УТВЕРЖДАЮ Директор Ульяновского филиала РАНХиГС ___________________ В.В.Ваховский «_______»__________________ 2012 г |
Направление подготовки 080100.62 Экономика
Профиль Бухгалтерский учет
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Рабочая программа дисциплины
«ЭКОЛОГИЯ»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Одобрено на заседании учебно-методической комиссии от «_____»____________2012 г. Протокол №_____ |
2012 г.
Рабочая программа дисциплины «Экология» разработана к.б.н., доцентом кафедры государственного и муниципального управления Зыряновой У.П. ________________________.
(подпись)
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и рекомендована к использованию в учебном процессе («____» ________________ 20___г., протокол № __).
|
|
Заведующая кафедрой, к.п.н. _______________________ Ж.В. Болтачева
(подпись)
Заведующий библиотекой _________________________ Т.В.Чиркунова
(подпись)
Содержание
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины.. 4
Раздел 2. Место дисциплины в структуре ООП.. 6
Раздел 3. Учебная программа. 7
Раздел 4. Учебно-тематический план дисциплины «Экология». 12
Раздел 6. Самостоятельная работа студента. 12
Раздел 7. Фонд оценочных средств. 39
Раздел 8. Информационные образовательные ресурсы.. 42
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины
Главная цель (миссия) программы – сформировать у выпускника (бакалавра), обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями, представления об основных законах эволюции живой природы, роли жизнедеятельности человека в изменении экологической обстановки и основных направлениях деятельности по уменьшению антропогенного воздействия на окружающую среду.
Задачами освоения дисциплины «Экология» являются освоение и понимание угрозы надвигающегося экологического кризиса, раскрытие его признаков; понятий экосистема, биоценоз, популяция, как уровней иерархии живых организмов; экологических факторов, воздействующих на живые организмы; длительного процесса эволюции биосферы, ее строения, изложенного в трудах В.И. Вернадского; существования глобальных экологических проблем, причин их возникновения; основных направлений защиты окружающей среды и методов уменьшения ее загрязнения; системы экологического нормирования и мониторинга окружающей среды; экономического механизма охраны окружающей среды и основ законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
|
|
В процессе проведения практических и семинарских занятий студенты получат необходимые знания и навыки в проведении мониторинга окружающей среды, расчетов платы за загрязнение атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками, за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, за отходы, образующиеся в результате деятельности природопользователей и т.д. При проведении интерактивных занятий планируется посещение особо охраняемых природных территорий Ульяновской области: Дендропарка, экопарка «Черное озеро», а также проведение экскурсий на промышленных предприятиях с целью знакомства с применяемым в технологическом процессе природоохранным оборудованием, приборами контроля параметров состояния окружающей среды в пределах СЗЗ предприятия. Кроме того планируется экскурсия в Гидрометцентр и другие природоохранные и контролирующие органы.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
- основные понятия, цель и задачи современной экологии;
- процесс формирования и строение биосферы;
- понятия экологических факторов и их влияние на развитие и жизнедеятельность организмов;
- факторы, определяющие устойчивость биосферы;
- организацию жизни в биосфере и основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
- естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере;
- существующие в настоящее время глобальные экологические проблемы и причины их возникновения;
- основные причины загрязнения окружающей среды и пути уменьшения ее загрязнения;
- основы экологического нормирования и систему экологических нормативов;
- сущность экологического воспитания, цель и задачи воспитания экологической культуры;
- экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования;
- понятия и формы проявления экологического права;
- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
УМЕТЬ:
- объяснять сущность первого и второго экологического кризиса и приводить доказательства о вступлении человечества в полосу третьего кризиса;
- разъяснять негативное влияние экологических факторов на жизнедеятельность организмов;
- анализировать влияние экологических факторов на жизнедеятельность организмов;
- использовать информацию об экологических факторах и численности популяций в экологической системе, обеспечивающей ее устойчивое развитие;
- разъяснять, почему отношение человека к природе должно стать в первую очередь созидающим, а во вторую – потребительским;
- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду.
ВЛАДЕТЬ:
- знаниями правил и законов экологии;
- понятийным аппаратом в области знаний биосферы – живой оболочки Земли;
- навыками определения лимитирующих факторов;
- понятийным аппаратом в области разработки мероприятий по уменьшению загрязнения окружающей среды и риска возникновения экологических проблем;
- знаниями и международном сотрудничестве и достигнутых при этом соглашениях по охране окружающей среды.