Раздел 6. Самостоятельная работа студента

Главная цель обучения дисциплине «Экология» заключается в получении студентами знаний о роли человека и его деятельности в природе, а также о взаимодействии человека с окружающей естественной и ноосферной средой.

Студенту преподаются основы экологии с акцентом на факторы, поддерживающие функционирование и саморегулирование экосистем, и способствующие повышению их продуктивности. Обстоятельно рассматривается естественный круговорот объектов и веществ в соответствии с учением В.И. Вернадского о биосфере.

После усвоения основ экологии студент изучает особенности экологии человека и принципы природопользования: добывание ресурсов, обработка естественных объектов, производство из них предметов, механизмов, сооружений для удовлетворения потребностей людей, утилизация отходов. При этом обращается внимание на усвоение методов защиты окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления. Обосновывается целесообразность организации большого круговорота предметов, изобретенных человеком и построенных трудом его рук (ноосферных объектов).

При прохождении курса студент осваивает методы анализа экологических ситуаций, выбора критериев для принятия управленческих решений, обеспечивающих устойчивое развитие. Освещаются принципы, тактика и стратегия экологического менеджмента.

Значительное внимание при обучении уделяется гипотезе В.И. Вернадского о ноосфере, проблемам прогнозирования эволюции экосистем, экологической доктрине РФ, используемой для принятия управленческих решений.

На практических занятиях студенту предоставляется возможность ознакомиться воочию с технологиями очистных сооружений сточных вод (в организации ОАО «Ульяновскводоканал» г. Ульяновска), с методами очистки выбросов загрязняющих веществ на наиболее крупных предприятиях города (ОАО «УАЗ», ОАО «Волжские моторы»). На семинарских занятиях студенты познакомятся с представителями государственных и муниципальных природоохранных структур, узнают об актуальных экологических проблемах в регионе и о том, какие программы и мероприятия реализуются для улучшения экологической обстановки в области.

Программа курса состоит из 15 тем. При их изучении студенту рекомендуется использование учебников, монографий и периодической литературы. По определенным темам студенты готовят доклады, которые обсуждаются на семинарах.

Подведение итогов обучения по курсу «Экология» производится в форме зачета.

Знания оцениваются по умению формулировать ответы на вопросы, по объему и качеству усвоения материала. При изучении материалов, содержащихся в Теме 1. «Введение», студент приобретает знания о предмете экологии, роли и месте человека в природе, о возникновении живых организмов и значении экологических знаний при управлении жизнедеятельностью людей и природопользованием.

Проработав учебные материалы по Теме 2. «Методы исследования в экологии», студент усваивает системный подход к проблемам экологии и управления, включающий этапы: постановку задачи, концептуализацию, спецификацию, наблюдение и т.д.

По Теме 3. «Структура экологических систем. Популяции» студент получает современные знания об уровнях биологической организации, в том числе о структуре экосистемы и популяции, законах их функционирования.

По Теме 4. «Функционирование, саморегуляция и продуктивность экосистем» студенту при проработке учебного материала рекомендуется сосредоточить внимание на вопросах самоорганизации, саморегулирования и продуктивности экосистем. Обращается его внимание на участие экосистем в круговороте веществ.

В Теме 5. «Биосфера» рассматривается строение биосферы, вклад академика В.И. Вернадского в развитие учения о биосфере. Студент усваивает знания о структуре биосферы, круговороте материи и энергии, о строении Большого естественного круговорота веществ. При этом привлекается его внимание к значению экосистем в развитии природы и поддержке существования людей.

Изучая материалы по Теме 6. «Гипотеза В.И. Вернадского о ноосфере», студент знакомится с краткой биографией академика В.И. Вернадского. Главное внимание студента направляется на усвоение положений гипотезы В.И. Вернадского о ноосфере, открывающей перспективы организации экологически безопасной жизнедеятельности на основе научных достижений и новой демократии. Студент изучает по работам последователей В.И. Вернадского прогнозы развития человеческих сообществ, перспективы эволюции ноосферных экосистем, формирования ноосферных республик эпохи ноосферы и о путях совершенствования системы управления экологическими процессами.

При изучении Темы 7. «Глобальные проблемы управления устойчивым развитием системы человек-природа» студенту рекомендуется овладеть знаниями о глобальных процессах в эволюции человечества, биосферы и эпохи ноосферы; международных аспектах управления экологическими процессами и глобальных проблемах ноосферного устойчивого развития. Он знакомится с оценкой современного состояния глобализации, а также с деятельностью международных экологических организаций, с концепциями В.И. Вернадского и других ученых о глобализации, с критикой этих концепций. В заключительной части проводится анализ перспективных направлений глобализации.

После усвоения знаний по общей экологии студент, изучая Тему 7. «Современные представления о человеке», получает обобщенные философские знания о происхождении человека, его способностях к познанию, творчеству, труду и о взаимодействии с природой. Занимаясь по Теме 8. «Законодательство в области охраны окружающей среды», студенту следует приобрести знания об экологических, экономических, административных и правовых основах управления экологической деятельностью населения. Ему даются настоятельные комментарии по основным экологическим законам РФ и с последними изменениями. Кроме того, рассматривается действующая система государственных и муниципальных органов управления в области охраны окружающей среды.

При изучении Темы 10. «Источники загрязнения окружающей среды» студенту рекомендуется обратить внимание на классификацию источников загрязнения различных компонентов окружающей среды: атмосферный воздух, литосфера, почва, водные объекты, биота. Особое внимание студента сосредотачивается на проблемах управления защитой окружающей среды от загрязнений, утилизации отходов и строительстве малоотходных предприятий.

По Теме 11. «Критерии качества окружающей среды. Экологическое нормирование» студентизучает существующие критерии качества природной среды, осваивает методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сброса загрязняющих веществ со сточными водами на поверхностный слой почвы и в водные объекты. Особое внимание студенту следует уделить действующим нормативным документам, в соответствии с которыми осуществляется экологическое нормирование.

Занимаясь по Теме 12. «Экологический мониторинг», студент изучает систему мониторинга окружающей среды, основные методы проведения мониторинга на различных уровнях. Рассматривается государственный экологический мониторинг – как обязательная природоохранная процедура при осуществлении хозяйственной деятельности.

Прорабатывая материал по Теме 13. «Проблемы организации устойчивого развития», студент приобретает знания об управлении устойчивым развитием хозяйственной экологически безопасной деятельностью людей с учетом новейших философских концепций и достижений в других разделах науки. Рассматриваются вопросы ноосферного совершенствования управления деятельностью граждан РФ.

По Теме 14. «Экологический контроль» студент изучает основные законодательные и нормативные акты в области природоохранной деятельности: законы РФ, КоАП, Постановления Правительства РФ и т.д. Приобретает навыки в области государственного экологического контроля на федеральном и региональном уровнях. И в завершении курса студент закрепляет освоенный материал на Теме 15. «Экологические законы, правила и принципы». При изучении законов, принципов и правил экологии основное внимание должно быть сосредоточено на тех из них, которые непосредственно связаны с охраной здоровья человека, регламентацией его природоохранной деятельности, улучшением состояния среды его обитания.

Студентам очного (заочного) отделения по наиболее важным темам 1, 3, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 (1, 3, 9) читаются лекции; по сложным темам 5, 7, 9, 14, 15 (11) проводятся семинарские занятия; по темам 10, 11, 12 (10) организуются выезды на промышленные предприятия, в аналитические лаборатории, в природоохранные органы государственных структур.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»

Семинарские занятия со студентами проводятся методом разбора конкретных ситуаций, включающим: определение имеющихся проблем и причин их возникновения; выделение основной причины образования проблемы; разработку цели, направленной на решение проблемы; поиск путей и вариантов достижения цели (решения проблемы); выбор наиболее оптимального варианта решения проблемы (достижения цели).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: