Ценовая дискриминация-это продажа одного и того же товара разным потребителям или группам по разным ценам, причем различие в ценах обусловлено издержками.
Суть такой политики состоит в стремлении монополиста присвоить себе весь излишек потребителя.
Степени ценовой дискриминации.
Ц. д.1 степени.- Совершенная ценовая дискриминации.
При дискриминации первой степени монополист продает каждую единицу товара по его резервированной цене (т.е. та цена, которую потребитель отдаст за данный товар). Данная ценовая политика встречается редко на практике.
Ц. д. 2 степени – ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции (скидки).
Ц. д. 3 степени- Ситуация, когда монополист продает товар разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене.
Здесь происходит не разделение цен на отдельные товары или объем, а сегментация рынка: разделение покупателей на группы в зависимости от покупательной способности.
Самая сложная проблема ц. д. 3 степени - разделить один рынок от другого.
Экономические последствия монополизации.
Существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики с одной стороны, в то же время монополии имеют возможность:
• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня (Разрушение богатства общества).
• ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
Билет№29
Понятие и сущность монопсонии. Поведение монопсониста на рынке.
МОНОПСОНИЯ ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж (Примером монопсонии является рынок труда, на котором множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы).
Сущность монопсонии выражена во власти монопсонии, т.е. в способности единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает.