Лекция. Ценовая дискриминация химических товаров

Лекция Рыночная конкуренция в отрасли

Рациональное и комплексное использование сырья, включая вторичные ресурсы, дает значительный экономический эффект, выражающийся в сокращении потерь, расширении сырьевой базы, повышении технико-экономических показателей, улучшении использования земельных ресурсов. Это – основа снижения издержек производства, цены реализации, а значит улучшения конкурентоспособности отечественного производства.

Рациональное и комплексное использование сырьевых ресурсов предусматривает наиболее полное извлечение из недр полезных ископаемых, максимально возможное извлечение всех ценных компонентов из добытого минерального сырья на всех стадиях его переработки, более полное использование отходов и охрану окружающей среды.

Комплексная переработка сырья увеличивает степень его использования путем утилизации побочных продуктов и отходов и превращения их в полезные продукты, а также совмещением нескольких производств внутри одного предприятия.

Комплексное использование сырья широко применяется при переработке твердых топлив, нефти, руд цветных металлов.

Снижение затрат на сырье и материалы хотя бы на один процент обеспечивает многомиллиардную экономию ресурсов, дополнительную прибыль и объем продукции.

По эффективности использования сырьевых и материальных ресурсов, в том числе и топливно-энергетических, Россия в 1,5-2 раза отстает от развитых стран с рыночной экономикой. В это и состоит основная причина дороговизны наших товаров и их не конкурентоспособность по ценам. Без ликвидации этого стране не быть в числе развитых, а значит обречь себя на сырьевой и энергетический придаток ведущих стран. Вот в чем политическая и экономическая важность повышения эффективности использования материальных, сырьевых, топливно-энергетических ресурсов.

Вопрос 1 Понятие рынка и рыночной власти

Вопрос 2 Структура рынка, показатели характеризующие структуру рынка.

Вопрос 3. Типы рыночных структур.

По латыни «Дискриминация» означает «различно».

Ценовой дискриминацией называется продажа одинаково объема одного и того же товара с одинаковыми издержками одному или разным покупателям по разным ценам.

Если на изготовление неизменного объема товара выросли затраты на его производство, например, из-за роста цен на сырье или энергоносители, то изменение цены не являются ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация будет выгодной для продавца при соблюдении трех условий:

- продавец должен в определенной степени контролировать цены, т.е. обладать некой монопольной властью;

- предприятие собирающееся осуществить ценовую дискриминацию, должен суметь разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене;

- должны быть ограничены возможности для арбитражных операций. Под арбитражем понимают покупку товара по одной цене с последующей перепродажей по более высокой.

Различают три степени ценовой дискриминации.

1. Первая степень связана с разбивкой покупателей товаров на группы, исходя из их покупательских способностей. Этот вид ценовой дискриминации называется сегментацией рынка. (Например, баночка кофе стоит на рынке по одной цене, а крупных супермаркетах по более высокой цене. Покупатель сам выбирает где он купит товар и по какой цене.)

2. Бонусные скидки. Этот вид ценовой дискриминации основан на поощрении покупателей, приобретающих большее количество товаров, и он не связан с покупательской способность потребителей.

3. Межличностные отношения. Этот вид строится на межличностных отношениях продавца и покупателя и не имеет перед собой объективных оснований в виде объемов продаж или сегментации рынка. Т.е. этот вид демонстрирует на сколько силен в психологии продавец.

Ценовая дискриминация играет в отрасли прогрессивную роль, т.к. стимулирует продавцов производить больше товаров, обеспечивая им дополнительные прибыли.

Ценовую дискриминацию удобнее всего проводить в территориально отдаленных регионах, а также при оказании услуг. Наиболее часто ценовая дискриминация осуществляется именно высококвалифицированными специалистами при оказании юридических, аудиторских, консультационных и тому подобных услуг.

В химической промышленности ценовая дискриминация очень развита при работе по принципу давальческого сырья. Именно через использование политики низких цен на сырье компания СИБУР смогла приобрести 90 химических предприятий.

В химической промышленности РТ для повышения ее конкурентоспособности был проведен экономический эксперимент, в ходе которого «Татэнерго» снизила энергетические тарифы всем заводам, входящим в «Татнефтехиминвестхолдинг». Политику ценовой дискриминации проводят химические заводы, производящие товары вытесняющие традиционные конструкторские материалы из машиностроения, электроники, строительства.

Оплата энергетических тарифов по разным ценам населением и предприятиями также представляет собой ценовую дискриминацию.

Поскольку химическая промышленность в основном представляет собой рынок олигополистической конкуренции, ценовая дискриминация обычно используется при продаже химической продукции за рубеж, а также при назначении цен предприятиями-монополистами. Как правило, химические предприятия при поставке товаров за рубеж вынуждены снижать цены ради повышения конкурентоспособности на мировом рынке, и что позволяет им зарабатывать валюту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: