Монополия и конкуренция: виды монополий и их характеристика, примеры монополий.
Монополия - это рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги.
Основные виды монополий, встречающихся на рынке.
1. Естественная монополия.
Естественная монополия - экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом невозможна и нежелательна. В основе естественной монополии – особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Согласно постулатам неоклассической теории, естественные монополии формируются в тех областях, где долгосрочные издержки минимизируются при обслуживании всего рынка одной фирмой. Раздел рынка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественной монополии являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (передача электроэнергии, нефти, газа),водоснабжения, канализации, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение.(ОАО РЖД, Газпром)
|
|
2. Открытая монополия.
Данный вариант представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного поставщика продукта. Монопольной власти фирма достигает, не имея специальных прав, полученных от государства в сфере защиты от конкурентов. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
3. Закрытая монополия.
Закрытая монополия возникает в том случае, когда фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ограничениями и запретами, выдвинутые государством по отношению к конкурентам. Ситуация возникает, например, в тех случаях, когда вступление новой в данную отрасль лимитируется: условием получения лицензии, наличием авторского права, патентной защиты, наличием разрешения заниматься данным видом деятельности. Примером может служить почтовая служба США на доставку почты первым классом.
Билет№28.
Поведение монополиста на монопольном рынке. Ценовая дискриминация. Экономические последствия монополизации.
Поведение фирмы монополиста определяется динамикой предельных доходов и предельных издержек. Пока разность между «+» фирма будет расширять свое производство, а при равных достигается равновесие.
Монополист стремится максимизировать прибыль всегда на эластичном участке спроса, потому что при Е>1,предельный доход «+»…
На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного размера, причём число фирм в отрасли также фиксировано. На долгосрочном интервале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий, причём фирмы могут беспрепятственно входить в отрасль и покидать её. Каждая из этих ситуаций характеризуется чётко определённым равновесием. Проблемы, связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях монополии, представляются более сложными. Далеко не все из них могут быть решены в терминах простой равновесной модели.
|
|
Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором МR=МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимальную прибыль. Такая цена всегда выше предельных издержек (Р>МС) и выше средних общих издержек (Р>АТС). Поэтому не регулируемая чистая монополия в кратковременном периоде, как правило, получает экономическую прибыль.
Так как монополия может манипулировать объёмом производства и ценой продукта, для неё не существует какой-то определённой кривой предложения.
Монополия никогда не выберет комбинацию “цена–количество” на неэластичном отрезке своей кривой спроса.
В целях получения максимальной прибыли монополия может осуществлять ценовую дискриминацию (устанавливать разные цены для покупателей с неодинаковыми доходами). При этом монополия назначает для каждой группы покупателей максимально возможные цены, которые они готовы заплатить. Это даёт возможность производить такой объём продукции, какой был бы в условиях конкурентного рынка.
В долговременном периоде прибылям монополии всех видов угрожают: 1) конкуренты, 2) государственное регулирование цен и тарифов. Поэтому получение максимальной прибыли, возможно только в краткосрочном периоде; в долговременном периоде чаще всего монополия получает среденеотраслевую или несколько выше среденеотраслевой прибыль.
Ребят, читаем наши записи в тетради, там лучше написано с графиками и таблицами!!!!