Поведение монополиста на монопольном рынке. Ценовая дискриминация. Экономические последствия монополизации

Монополия и конкуренция: виды монополий и их характеристика, примеры монополий.

Монополия - это рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого-либо товара или услуги.

Основные виды монополий, встречающихся на рынке.

1. Естественная монополия.

Естественная монополия - экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом невозможна и нежелательна. В основе естественной монополии – особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Согласно постулатам неоклассической теории, естественные монополии формируются в тех областях, где долгосрочные издержки минимизируются при обслуживании всего рынка одной фирмой. Раздел рынка между двумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмы будет неэффективным. Примером естественной монополии являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (передача электроэнергии, нефти, газа),водоснабжения, канализации, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение.(ОАО РЖД, Газпром)

2. Открытая монополия.

Данный вариант представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного поставщика продукта. Монопольной власти фирма достигает, не имея специальных прав, полученных от государства в сфере защиты от конкурентов. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

3. Закрытая монополия.

Закрытая монополия возникает в том случае, когда фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ограничениями и запретами, выдвинутые государством по отношению к конкурентам. Ситуация возникает, например, в тех случаях, когда вступление новой в данную отрасль лимитируется: условием получения лицензии, наличием авторского права, патентной защиты, наличием разрешения заниматься данным видом деятельности. Примером может служить почтовая служба США на доставку почты первым классом.

Билет№28.

Поведение монополиста на монопольном рынке. Ценовая дискриминация. Экономические последствия монополизации.

Поведение фирмы монополиста определяется динамикой предельных доходов и предельных издержек. Пока разность между «+» фирма будет расширять свое производство, а при равных достигается равновесие.

Монополист стремится максимизировать прибыль всегда на эластичном участке спроса, потому что при Е>1,предельный доход «+»…

На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного размера, причём число фирм в отрасли также фиксировано. На долгосрочном интервале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий, причём фирмы могут беспрепятственно входить в отрасль и покидать её. Каждая из этих ситуаций характеризуется чётко определённым равновесием. Проблемы, связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях монополии, представляются более сложными. Далеко не все из них могут быть решены в терминах простой равновесной модели.

Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором МR=МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимальную прибыль. Такая цена всегда выше предельных издержек (Р>МС) и выше средних общих издержек (Р>АТС). Поэтому не регулируемая чистая монополия в кратковременном периоде, как правило, получает экономическую прибыль.

Так как монополия может манипулировать объёмом производства и ценой продукта, для неё не существует какой-то определённой кривой предложения.
Монополия никогда не выберет комбинацию “цена–количество” на неэластичном отрезке своей кривой спроса.
В целях получения максимальной прибыли монополия может осуществлять ценовую дискриминацию (устанавливать разные цены для покупателей с неодинаковыми доходами). При этом монополия назначает для каждой группы покупателей максимально возможные цены, которые они готовы заплатить. Это даёт возможность производить такой объём продукции, какой был бы в условиях конкурентного рынка.
В долговременном периоде прибылям монополии всех видов угрожают: 1) конкуренты, 2) государственное регулирование цен и тарифов. Поэтому получение максимальной прибыли, возможно только в краткосрочном периоде; в долговременном периоде чаще всего монополия получает среденеотраслевую или несколько выше среденеотраслевой прибыль.

Ребят, читаем наши записи в тетради, там лучше написано с графиками и таблицами!!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: