Переходные формы от монархии к республике

Выборная монархия. Например, в Малайзии султаны девяти штатов выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Однако избран может быть не каждый, а только наследный султан штата. Анало­гично происходит избрание в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Верховную власть осуществляет совет эмиров, который по сути выполня­ет функции парламента и правительства. Эмиры выбирают из своей сре­ды главу государства сроком на пять лет. Как правило, им становится эмир самого крупного из семи штатов ОАЭ, эмир штата Абу-Даби.

Монократическая республика. С одной стороны, это республика, так как сначала президент избирается народом, с другой стороны, имеются явные черты монархии, так как затем президент провозглашает себя по­жизненным президентом с неписаным правом передачи власти по на­следству. Такими республиками являются, например, Тунис, Централь­но-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, КНДР.

По своим признакам монократическая республика близка к суперпре­зидентской республике, а выборная монархия близка по сути к абсолют­ной монархии, так как в таких государствах нет парламента, а конститу­ция октроирована, т. е. монарх дает (дару­ет) народу конституцию, в которой записано, что вся власть (исполни­тельная, законодательная и судебная) принадлежит ему самому, т. е. мо­нарху. Не случайно переходные формы государственного правления на­зывают еще гибридными.

Форма государственного устройства определяет административно-тер­риториальную организацию государства, характер взаимодействия состав­ных частей центральных и местных органов власти. Различают три ос­новных формы государственного устройства: унитарное государство, фе­дерация, конфедерация.

Признаки унитарного государства:

1. Единые для всей территории высшие органы государственной влас­ти, органы государственного управления и судебные органы.

2. На всей территории действуют одна конституция, единая система за­конодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая на­логовая и кредитная политика.

3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государ­ства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

4. В рамках унитарного государства допускается существование авто­номий (например, в составе Великобритании - Шотландия и Северная Ирландия).

5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.

Признаки федеративного государства:

1. Федерация представляет собой добровольное объединение несколь­ких административно-территориальных образований в единое государст­во. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, респуб­лики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рам­ках единого правового пространства.

2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.

3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.

4. Конституционное законодательство не предусматривает односто­роннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на по­добного рода действия).

5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руко­водство которыми осуществляется центральными федеральными органа­ми, а главнокомандующим является глава государства (президент).

Признаки конфедерации:

1. Это, как правило, временный союз суверенных государств, создан­ный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объеди­няются на основе соответствующих договоров и обладают правом сво­бодного выхода из состава конфедерации.

2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение го­сударственных границ предельно упрощено (без виз и деклараций).

3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.

4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.

5. На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ог­раничены исполнительные органы власти.

6. Отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и еди­ный государственный бюджет.

7. Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.

В современном мире конфедераций нет. История знает, например, Швейцарскую конфедерацию, Австро-Венгерскую. В 19К2 году распался союз Сенегала и Гамбии (Сенегамбия). В 1961 года такая же судьба по­стигла ОАР (союз Египта и Сирии).

К перечисленным формам государственного устройства в некоторых источниках по теории государства и права добавляются еще как мини­мум три: содружество, сообщество и империя (например, Британское со­дружество наций). Подобные объединения являются не государственны­ми образованиями, а лишь свободным конгломератом независимых госу­дарств. Что касается империи, то колониальные империи никогда не вы­ступали в качестве отдельного государства, а империи классического ти­па (Римская или Российская) по сути являлись федеративными или кон­федеративными государствами.

Форма государственного (политическою) режима определяет совокуп­ность способов и методов взаимодействии государственной власти с на­селением. Понятие "политический режим" введено в 1940 году политоло­гом Леви. Но в последнее время пользуются термином "государственный режим". Главным критерием классификации государственных режимов слу­жит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.

Основные черты демократического режима:

1. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного за­конодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.

2. Возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять спою волю путем всеобщих выбо­ров и на референдуме.

3. Граждане обладают реальными способами влияния на государст­венный аппарат для зашиты своих интересов, используя при этом свобо­ду слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации.

4. Минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.

5. В идеале демократический характер государства отличается высо­кой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защи­щенностью населения от произвола и беззакония.

В рамках демократического режима условно выделяют:

а) непосредственную демократию. Прямое участие населения в реше­нии вопросов государственной жизни путем всенародного голосования (референдума),

б) представительную демократию. Участие народа в делах государства через представительные, выборные органы, подотчетные избирателям, т. е. через депутатов федеральных и местных органов власти,

в) иногда выделяют еще и либерально-демократический режим. Как способ осуществления государственной власти на основе наиболее демо­кратических гуманистических принципов он вырастает из собственно де­мократического режима и, по мнению некоторых исследователей, явля­ется высшим его проявлением.

Виды антидемократических режимов:

1. Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:

а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т. д.), включая личную жизнь граждан;

б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает на­селению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и по­давления других идеологий.

2. Авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с тоталитар­ным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т. е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Автори­тарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных режимов:

а) Диктаторский режим. Обычно порождается кризисом социально-эко­номической жизни государства. В обществе может быть множество пар­тий, но их влияние на политику несущественно. Меры правительства неэффективны. Законы не исполняются. И тогда приходит политический лидер, который берет всю полноту власти на себя, самым жестоким об­разом подавляя оппозицию. Диктатор не пытается оправдать свою дикта­туру идеологически, он оправдывает свою жестокость необходимостью на­вести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет демократия.

б) Военный режим. Высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена, либо крайне огра­ничена.

в) Теократический режим. В одном лице сосредоточена высшая госу­дарственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распространен в средние века. Сейчас имеет место в Ватикане, Иране, Парагвае. Следу­ет отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные режимы поч­ти не встречаются.

3. Деспотический режим. Существует в условиях абсолютной монар­хии. Для него характерна бессмысленная, бесполезная жестокость прави­теля в угоду личным эгоистическим интересам.

4. Тиранический режим. Основан на единоличном правлении, но в отличие от деспотии власть к тирану переходит не по наследству, а на­сильственным, захватническим путем, например с помощью государст­венного переворота или военной агрессии. Главная цель тирана - сохра­нить свою власть. Поэтому для тирании свойственны произвол, беззако­ние, физическое и моральное насилие над людьми, а порой и геноцид.

5. Фашистский режим. Представляет собой крайнюю форму тоталита­ризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превос­ходстве одной нации над другими, жестоким психологическим давлением на массы, разрушающим психику, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: