Раздел 2. Экономика, основанная на знаниях

Экономика, основанная на знаниях, базируется преимущественно на использовании мыслительных процессов, а не физических умений и навыков; на применении технологии, а не на переработке сырья или эксплуатации дешевой рабочей силы. Это экономика, при которой зна­ния создаются, приобретаются, передаются и используются наиболее эффективно отдельными личностями, предприятиями, организациями и сообществами для достижения экономического и социального разви­тия (World Bank Institute, 2001с; World Bank, 1998d). Знания могут быть представлены в форме знаков и записаны или же могут присутствовать нематериально в умах людей.

Экономика, основанная на знаниях, меняет потребности рынка тру­да во всех странах. В индустриально развитых странах, где экономика, основанная на знаниях, развивается быстрыми темпами, потребности рынка труда меняются соответственно. Там, где вводятся новые техно­логии, возрастают потребности в высококвалифицированных работни­ках, особенно в области информационно-коммуникационных техно­логий (ИКТ). В то же время потребность в низкоквалифицированных работниках уменьшается (OECD, 2001f).

Четыре основные характеристики экономики, основанной на зна­ниях, имеют огромное значение для образования и профессиональной подготовки.

• Знания постоянно развиваются и применяются по-новому. Ин­формационная революция расширила зону доступа и открыла новые возможности доступа к информации. Она также породила новые возможности для производства информации и ее перера­ботки. Сети, основанные на создании и передаче информации, способствуют инновациям и ускоряют их адаптацию. Изменения в ИКТ коренным образом изменили способ передачи информа­ции. Полупроводники позволяют ускорять передачу информа­ции, компьютерная память увеличивается, цены на ИКТ умень­шаются. Стоимость передачи информации существенно упала и продолжает падать, пропускная способность сетей увеличивает­ся, и предоставление доступа в Интернет растет. Использование мобильных телефонов по всему миру также увеличивается, что лишь добавляет скорости и мощности изменениям и инноваци­ям.

• Циклы создания продуктов становятся короче, и потребность в инновациях растет. В 1999 г. в автомобильной промышленно­сти требовалось шесть лет на то, чтобы перейти от концепции нового автомобиля к его сборке; сейчас этот процесс занимает два года. Количество использования патентов растет, регистри­руется все большее число международных и множественных па­тентов. Индустриально развитые страны зарегистрировали 82 846 патентных заявок в Европейском патентном офисе в 1997 г., и это число увеличилось на 37% в сравнении с 1990 г. (OECD 2001f).

• Во всем мире растет торговля, и тем самым увеличивается конкуренция среди производителей. Страны, которые смогут ин­тегрироваться в мировую экономику, достигнут более высокого экономического роста и, среди прочего, смогут добиться улуч­шений в системах здравоохранения и образования (World Bank,

2002е).

• Малые и средние предприятия в сфере услуг становятся все более важными игроками как в смысле экономического роста, так и в смысле занятости. Экономика, основанная на знаниях, зиждется на четырех столпах (World Bank Institute, 2001с):

1) благоприятный экономический и институциональный режим для обеспечения стимулов к эффективному использованию имеющих­ся, а также новых знаний и для процветания предпринимательства;

2) образованное население, обладающее необходимыми навыками для создания, распространения и использования знаний;

3) динамичная информационная инфраструктура для усиления эффективных коммуникаций, распространения и переработки информации;

4) эффективная инновационная система фирм, исследовательских центров, университетов, консалтинговых компаний и других ор­ганизаций, вносящих вклад в общее глобальное знание, ассимили­рующих и адаптирующих его к местным нуждам и создающих но­вые знания.

Данная глава рассматривает роль образования в становлении вто­рого и четвертого столпов экономики, основанной на знаниях.

Подготовка работников к конкуренции в условиях экономики, основан­ной на знаниях, требует создания новой модели образования и професси­ональной подготовки, — модели обучения на протяжении жизни. Обуче­ние на протяжении жизни подразумевает обучение во время всего жиз­ненного цикла — с раннего детства до глубокой старости. Оно включает формальную, неформальную и социально-бытовую формы обучения (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Концепция обучения на протяжении жизни

• Под формальным (академическим) обучением подразумеваются структурированные программы, которые признаются официаль­ными образовательными системами и ведут к получению серти­фикатов.

• Неформальное обучение включает структурированные программы, которые формально не признаются национальными системами. При­мером может служить обучение в начале трудовой деятельности на ра­бочем месте.

• Социально-бытовое обучение включает неструктурированное обучение, имеющее место повсюду: в семье, в сообществе, на рабо­чем месте. Оно включает неструктурированное обучение во время выполнения работы, что является наиболее распространенной формой обучения на рабочем месте.

Новейшие знания и накопленный человеческий опыт являются вло­жениями в производство новых знаний и повышение благосостояния людей. Скорость изменений в экономике, основанной на знаниях, озна­чает, что навыки теряют свою ценность намного быстрее, чем раньше. Чтобы эффективно конкурировать в этом постоянно меняющемся ми­ре, работникам необходимо постоянно обновлять свои навыки.

В экономике, основанной на знаниях, изменения настолько быстры, что компании больше не могут полагаться исключительно на выпускни­ков вузов или на новую рабочую силу как основной источник новых знаний и навыков. Школы и другие учебные заведения соответственно должны готовить работников к обучению на протяжении жизни. Обра­зовательные системы не могут больше делать акцент на навыках, связан­ных с выполнением определенных задач, а наоборот, должны сосредо­точиться на развитии у учащихся умений принимать решения и решать задачи, а также учить их обучаться самостоятельно и вместе с другими.

Обучение на протяжении жизни является решающим фактором для конкуренции в условиях глобальной экономики. Обучение помогает снизить уровень бедности; если развивающиеся страны не будут создавать возможности для обучения на протяжении всей жизни, то разрыв в техно­логиях и в навыках между ними и развитыми странами будет продолжать расти. Помогая людям проявить себя членами общества, образование спо­собствует наращиванию социального капитала (в широком смысле опре­деляемого как социальное единство или социальные связи), тем самым по­могая развивать человеческий капитал, стимулировать развитие, обеспечивая экономический рост страны. Социальный капитал повышает эффективность систем образования и здравоохранения, охраны детства, толерантность в отношении полов, расового равенства, способствует рас­ширению гражданских свобод и экономического и гражданского равенст­ва, снижает уровень преступности и уменьшает число налоговых преступ­лений (Putnam, 2001). Таким образом, образование должно рассматриваться как основополагающий фактор не только потому, что оно увеличивает значимость человеческого капитала, но и потому, что оно способствует росту социального капитала.

Во многих развивающихся странах образование является неадекват­ным. Охват населения образованием недостаточен, доступ неравный (особенно к высшему образованию, образованию на работе и среди взрослого населения), качество образования низкое. Уровень грамот­ности взрослых низкий, слишком мало детей получают базовое образо­вание. Доступность образования для всех остается призрачной мечтой во многих странах с низкими доходами.

В странах с переходной экономикой в Европе и Средней Азии каче­ство образования неадекватное и образовательная система негибкая. Заучивание наизусть, обучение, направленное на сдачу экзаменов, до­рогое частное образование давно уже стали предметом внимания при разработке стратегии в некоторых азиатских странах.

Данные международного тестирования учащихся указывают на то, что некоторые развивающиеся страны и страны с переходной эконо­микой существенно отстают от промышленно развитых стран в обуче­нии своего населения навыкам, необходимым для экономики, осно­ванной на знаниях. Необходима политика обеспечения равного доступа к образовательным возможностям и сокращения не­равенства при сопоставлении затрат на образование и отдачи от него.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталки­ваются с двойной проблемой, которая состоит в том, что им необходимо решить давние проблемы доступа, качества и равенства, одновременно развивая систему обучения в течение всей жизни. Базовое образование и навыки остаются основой для обучения на протяжении всей жизни, и страны с низким или уменьшающимся охватом населения базовым об­разованием должны сделать распространение образования своей при­оритетной задачей. Качество и сама природа процесса обучения должны измениться одновременно с улучшением результатов.

Возрастающая отдача от школьного обучения и увеличивающееся не­равноправие в заработной плате были отмечены документально в не­которых промышленно развитых и развивающихся странах в 1980-х и 1990-х годах. Эти перемены частично отражают важные технологи­ческие события, которые произошли в течение того времени.

Увеличение неравенства в оплате труда можно объяснить переменами в технологиях, процессе производства, организации труда, способах международной торговли (Wood, 1994). Перемены в процессе произ­водства привели к изменениям в спросе на определенные типы труда. Возможно, организационные и технологические перемены вызвали из­менение спроса для манипулирования изменением в предложении тру­да, что привело к росту отдачи от вложений в образование, растущему неравенству в оплате труда в странах с развитой экономикой и странах со средним уровнем доходов.

В Малайзии широкое внедрение ИКТ ассоциируется с повышением оплаты труда и производительности (Таш, 2000). Существенные «эффек­ты обучения» имеют место с опытом применения ИКТ, а производи­тельность растет по мере обучения (Berman and Machin, 2000). Переда­ча технологий, основанная на навыках, является главным фактором для повышения спроса на квалифицированных работников в странах со средним уровнем дохода (Berman and Machin, 2000).

Образование поддерживает инновации и помогает ускорять рас­пространение технологий. Оно не только способствует обучению и коммуникации, но также значительно повышает способность творчес­ки подходить к изменениям. Образованные работники имеют сравни­тельное преимущество в освоении и применении новых технологий (Bartel and Lichtenberg, 1987, 1988). Поскольку более образованные ра­ботники обычно имеют более широкий диапазон базовых навыков, им легче осваивать новые знания, их заработная плата растет быстрее, чем заработная плата тех, у кого более низкий образовательный уровень

Другим фактором, влияющим на ценность человеческого капитала, яв­ляется миграция людей из своих родных стран в страны, где их навыки и преимущества их образовательных вложений имеют лучшее вознаг­раждение. Около 120 млн. человек (2% населения мира) живут в странах, которые не являются местом их рождения (большая часть этих эмиг­рантов является низкоквалифицированными рабочими). Основной экономический мотив для переезда — более высокая заработная плата и лучшие возможности для трудоустройства. Миграция, дорогостоящая с точки зрения времени и личных затрат, является формой движения человеческого капитала. Она является мощным средством повышения дохода и способствует распространению знаний. В глобальном смысле экономическое благосостояние повышается, если люди более продук­тивны за рубежом, чем если бы они работали на родине

В краткосрочной перспективе миграция высококвалифицирован­ной рабочей силы может нанести вред стране, которую эта рабочая си­ла покидает. Потеря людей, которые обеспечивают жизненно важное государственное обслуживание (врачи, специалисты по информацион­ным технологиям, учителя), может затормозить развитие стран с низ­ким уровнем дохода, даже если число таких эмигрантов небольшое. Миграция может помешать стране, из которой уезжают эмигранты, до­стичь критической массы человеческого капитала, необходимого для внедрения инноваций, развития предпринимательства, создания зна­ний, их адаптирования и использования.

Мигрант может увеличить предложение товаров и услуг только для состоятельных жителей принимающей страны. Более высокая заработ­ная плата врача, например, может отражать большую возможность лю­дей платить за медицинские услуги. При наличии источников финанси­рования, креативность высококвалифицированных исследователей может использоваться для проведения исследований по проблемам, ко­торые в первую очередь волнуют индустриально развитые страны, а не страны, откуда прибыли эти исследователи.

Миграционное давление в развивающихся странах будет продол­жать нарастать, особенно среди высококвалифицированных работни­ков, благодаря более открытым торгово-экономическим связям между странами. Индустриально развитые страны могут способствовать ос­лаблению этого давления, открывая двери как менее, так и более квали­фицированным работникам-мигрантам (World Bank, 2002е).

Странам с высоким уровнем эмиграции необходимо использовать экономические и другие стратегии для эффективного использования человеческого капитала как в государственном, так и в частном секторе и создавать условия для того, чтобы мигранты возвращались. Такая по­литика должна дифференцировать давление на высококвалифициро­ванных и низкоквалифицированных специалистов, учитывая не только экономические, но и политические соображения.

В странах, где уже решены проблемы в среднем и высшем образо­вании, но где остается потребность в увеличении числа исследова­тельских центров или программ для выпускников докторских или постдокторских программ, имеет смысл инвестировать в развитие таких программ. Некоторые страны разрабатывают инновационные про­граммы для удержания и возврата высококвалифицированных исследо­вателей, многие из которых получили образование за рубежом. Напри­мер, в Мексике лучшим молодым ученым выплачиваются ежемесячные гранты. Эта программа помогает вернуть домой мексиканцев, которые закончили докторские программы за границей и хотели бы заниматься исследовательской работой в Мексике. К 2000 г. в рамках этой програм­мы были выданы гранты 7500 исследователям, 15% из них прошли через программу репатриации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: