Экономика, основанная на знаниях, базируется преимущественно на использовании мыслительных процессов, а не физических умений и навыков; на применении технологии, а не на переработке сырья или эксплуатации дешевой рабочей силы. Это экономика, при которой знания создаются, приобретаются, передаются и используются наиболее эффективно отдельными личностями, предприятиями, организациями и сообществами для достижения экономического и социального развития (World Bank Institute, 2001с; World Bank, 1998d). Знания могут быть представлены в форме знаков и записаны или же могут присутствовать нематериально в умах людей.
Экономика, основанная на знаниях, меняет потребности рынка труда во всех странах. В индустриально развитых странах, где экономика, основанная на знаниях, развивается быстрыми темпами, потребности рынка труда меняются соответственно. Там, где вводятся новые технологии, возрастают потребности в высококвалифицированных работниках, особенно в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В то же время потребность в низкоквалифицированных работниках уменьшается (OECD, 2001f).
|
|
Четыре основные характеристики экономики, основанной на знаниях, имеют огромное значение для образования и профессиональной подготовки.
• Знания постоянно развиваются и применяются по-новому. Информационная революция расширила зону доступа и открыла новые возможности доступа к информации. Она также породила новые возможности для производства информации и ее переработки. Сети, основанные на создании и передаче информации, способствуют инновациям и ускоряют их адаптацию. Изменения в ИКТ коренным образом изменили способ передачи информации. Полупроводники позволяют ускорять передачу информации, компьютерная память увеличивается, цены на ИКТ уменьшаются. Стоимость передачи информации существенно упала и продолжает падать, пропускная способность сетей увеличивается, и предоставление доступа в Интернет растет. Использование мобильных телефонов по всему миру также увеличивается, что лишь добавляет скорости и мощности изменениям и инновациям.
• Циклы создания продуктов становятся короче, и потребность в инновациях растет. В 1999 г. в автомобильной промышленности требовалось шесть лет на то, чтобы перейти от концепции нового автомобиля к его сборке; сейчас этот процесс занимает два года. Количество использования патентов растет, регистрируется все большее число международных и множественных патентов. Индустриально развитые страны зарегистрировали 82 846 патентных заявок в Европейском патентном офисе в 1997 г., и это число увеличилось на 37% в сравнении с 1990 г. (OECD 2001f).
|
|
• Во всем мире растет торговля, и тем самым увеличивается конкуренция среди производителей. Страны, которые смогут интегрироваться в мировую экономику, достигнут более высокого экономического роста и, среди прочего, смогут добиться улучшений в системах здравоохранения и образования (World Bank,
2002е).
• Малые и средние предприятия в сфере услуг становятся все более важными игроками как в смысле экономического роста, так и в смысле занятости. Экономика, основанная на знаниях, зиждется на четырех столпах (World Bank Institute, 2001с):
1) благоприятный экономический и институциональный режим для обеспечения стимулов к эффективному использованию имеющихся, а также новых знаний и для процветания предпринимательства;
2) образованное население, обладающее необходимыми навыками для создания, распространения и использования знаний;
3) динамичная информационная инфраструктура для усиления эффективных коммуникаций, распространения и переработки информации;
4) эффективная инновационная система фирм, исследовательских центров, университетов, консалтинговых компаний и других организаций, вносящих вклад в общее глобальное знание, ассимилирующих и адаптирующих его к местным нуждам и создающих новые знания.
Данная глава рассматривает роль образования в становлении второго и четвертого столпов экономики, основанной на знаниях.
Подготовка работников к конкуренции в условиях экономики, основанной на знаниях, требует создания новой модели образования и профессиональной подготовки, — модели обучения на протяжении жизни. Обучение на протяжении жизни подразумевает обучение во время всего жизненного цикла — с раннего детства до глубокой старости. Оно включает формальную, неформальную и социально-бытовую формы обучения (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Концепция обучения на протяжении жизни
• Под формальным (академическим) обучением подразумеваются структурированные программы, которые признаются официальными образовательными системами и ведут к получению сертификатов.
• Неформальное обучение включает структурированные программы, которые формально не признаются национальными системами. Примером может служить обучение в начале трудовой деятельности на рабочем месте.
• Социально-бытовое обучение включает неструктурированное обучение, имеющее место повсюду: в семье, в сообществе, на рабочем месте. Оно включает неструктурированное обучение во время выполнения работы, что является наиболее распространенной формой обучения на рабочем месте.
Новейшие знания и накопленный человеческий опыт являются вложениями в производство новых знаний и повышение благосостояния людей. Скорость изменений в экономике, основанной на знаниях, означает, что навыки теряют свою ценность намного быстрее, чем раньше. Чтобы эффективно конкурировать в этом постоянно меняющемся мире, работникам необходимо постоянно обновлять свои навыки.
В экономике, основанной на знаниях, изменения настолько быстры, что компании больше не могут полагаться исключительно на выпускников вузов или на новую рабочую силу как основной источник новых знаний и навыков. Школы и другие учебные заведения соответственно должны готовить работников к обучению на протяжении жизни. Образовательные системы не могут больше делать акцент на навыках, связанных с выполнением определенных задач, а наоборот, должны сосредоточиться на развитии у учащихся умений принимать решения и решать задачи, а также учить их обучаться самостоятельно и вместе с другими.
Обучение на протяжении жизни является решающим фактором для конкуренции в условиях глобальной экономики. Обучение помогает снизить уровень бедности; если развивающиеся страны не будут создавать возможности для обучения на протяжении всей жизни, то разрыв в технологиях и в навыках между ними и развитыми странами будет продолжать расти. Помогая людям проявить себя членами общества, образование способствует наращиванию социального капитала (в широком смысле определяемого как социальное единство или социальные связи), тем самым помогая развивать человеческий капитал, стимулировать развитие, обеспечивая экономический рост страны. Социальный капитал повышает эффективность систем образования и здравоохранения, охраны детства, толерантность в отношении полов, расового равенства, способствует расширению гражданских свобод и экономического и гражданского равенства, снижает уровень преступности и уменьшает число налоговых преступлений (Putnam, 2001). Таким образом, образование должно рассматриваться как основополагающий фактор не только потому, что оно увеличивает значимость человеческого капитала, но и потому, что оно способствует росту социального капитала.
|
|
Во многих развивающихся странах образование является неадекватным. Охват населения образованием недостаточен, доступ неравный (особенно к высшему образованию, образованию на работе и среди взрослого населения), качество образования низкое. Уровень грамотности взрослых низкий, слишком мало детей получают базовое образование. Доступность образования для всех остается призрачной мечтой во многих странах с низкими доходами.
В странах с переходной экономикой в Европе и Средней Азии качество образования неадекватное и образовательная система негибкая. Заучивание наизусть, обучение, направленное на сдачу экзаменов, дорогое частное образование давно уже стали предметом внимания при разработке стратегии в некоторых азиатских странах.
Данные международного тестирования учащихся указывают на то, что некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой существенно отстают от промышленно развитых стран в обучении своего населения навыкам, необходимым для экономики, основанной на знаниях. Необходима политика обеспечения равного доступа к образовательным возможностям и сокращения неравенства при сопоставлении затрат на образование и отдачи от него.
|
|
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с двойной проблемой, которая состоит в том, что им необходимо решить давние проблемы доступа, качества и равенства, одновременно развивая систему обучения в течение всей жизни. Базовое образование и навыки остаются основой для обучения на протяжении всей жизни, и страны с низким или уменьшающимся охватом населения базовым образованием должны сделать распространение образования своей приоритетной задачей. Качество и сама природа процесса обучения должны измениться одновременно с улучшением результатов.
Возрастающая отдача от школьного обучения и увеличивающееся неравноправие в заработной плате были отмечены документально в некоторых промышленно развитых и развивающихся странах в 1980-х и 1990-х годах. Эти перемены частично отражают важные технологические события, которые произошли в течение того времени.
Увеличение неравенства в оплате труда можно объяснить переменами в технологиях, процессе производства, организации труда, способах международной торговли (Wood, 1994). Перемены в процессе производства привели к изменениям в спросе на определенные типы труда. Возможно, организационные и технологические перемены вызвали изменение спроса для манипулирования изменением в предложении труда, что привело к росту отдачи от вложений в образование, растущему неравенству в оплате труда в странах с развитой экономикой и странах со средним уровнем доходов.
В Малайзии широкое внедрение ИКТ ассоциируется с повышением оплаты труда и производительности (Таш, 2000). Существенные «эффекты обучения» имеют место с опытом применения ИКТ, а производительность растет по мере обучения (Berman and Machin, 2000). Передача технологий, основанная на навыках, является главным фактором для повышения спроса на квалифицированных работников в странах со средним уровнем дохода (Berman and Machin, 2000).
Образование поддерживает инновации и помогает ускорять распространение технологий. Оно не только способствует обучению и коммуникации, но также значительно повышает способность творчески подходить к изменениям. Образованные работники имеют сравнительное преимущество в освоении и применении новых технологий (Bartel and Lichtenberg, 1987, 1988). Поскольку более образованные работники обычно имеют более широкий диапазон базовых навыков, им легче осваивать новые знания, их заработная плата растет быстрее, чем заработная плата тех, у кого более низкий образовательный уровень
Другим фактором, влияющим на ценность человеческого капитала, является миграция людей из своих родных стран в страны, где их навыки и преимущества их образовательных вложений имеют лучшее вознаграждение. Около 120 млн. человек (2% населения мира) живут в странах, которые не являются местом их рождения (большая часть этих эмигрантов является низкоквалифицированными рабочими). Основной экономический мотив для переезда — более высокая заработная плата и лучшие возможности для трудоустройства. Миграция, дорогостоящая с точки зрения времени и личных затрат, является формой движения человеческого капитала. Она является мощным средством повышения дохода и способствует распространению знаний. В глобальном смысле экономическое благосостояние повышается, если люди более продуктивны за рубежом, чем если бы они работали на родине
В краткосрочной перспективе миграция высококвалифицированной рабочей силы может нанести вред стране, которую эта рабочая сила покидает. Потеря людей, которые обеспечивают жизненно важное государственное обслуживание (врачи, специалисты по информационным технологиям, учителя), может затормозить развитие стран с низким уровнем дохода, даже если число таких эмигрантов небольшое. Миграция может помешать стране, из которой уезжают эмигранты, достичь критической массы человеческого капитала, необходимого для внедрения инноваций, развития предпринимательства, создания знаний, их адаптирования и использования.
Мигрант может увеличить предложение товаров и услуг только для состоятельных жителей принимающей страны. Более высокая заработная плата врача, например, может отражать большую возможность людей платить за медицинские услуги. При наличии источников финансирования, креативность высококвалифицированных исследователей может использоваться для проведения исследований по проблемам, которые в первую очередь волнуют индустриально развитые страны, а не страны, откуда прибыли эти исследователи.
Миграционное давление в развивающихся странах будет продолжать нарастать, особенно среди высококвалифицированных работников, благодаря более открытым торгово-экономическим связям между странами. Индустриально развитые страны могут способствовать ослаблению этого давления, открывая двери как менее, так и более квалифицированным работникам-мигрантам (World Bank, 2002е).
Странам с высоким уровнем эмиграции необходимо использовать экономические и другие стратегии для эффективного использования человеческого капитала как в государственном, так и в частном секторе и создавать условия для того, чтобы мигранты возвращались. Такая политика должна дифференцировать давление на высококвалифицированных и низкоквалифицированных специалистов, учитывая не только экономические, но и политические соображения.
В странах, где уже решены проблемы в среднем и высшем образовании, но где остается потребность в увеличении числа исследовательских центров или программ для выпускников докторских или постдокторских программ, имеет смысл инвестировать в развитие таких программ. Некоторые страны разрабатывают инновационные программы для удержания и возврата высококвалифицированных исследователей, многие из которых получили образование за рубежом. Например, в Мексике лучшим молодым ученым выплачиваются ежемесячные гранты. Эта программа помогает вернуть домой мексиканцев, которые закончили докторские программы за границей и хотели бы заниматься исследовательской работой в Мексике. К 2000 г. в рамках этой программы были выданы гранты 7500 исследователям, 15% из них прошли через программу репатриации.