Социометрия

Применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев. Позволяет выявить:

1. Особенности систем неформальных отношений в группе;

2. Степень психологической совместимости конкретных людей;

3. Внутригропповые статусы участников процедуры;

4. Качество психологической атмосферы группы в целом.

Основоположник социометрии - американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено. Выбор - это единица измерения и анализа в социометрии. Является показателем симпатии или антипатии. В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или обратным) и нулевым (отсутствие выбора). Так, ответ на вопрос «Кого из членов группы Вы пригласили бы домой на День Рождения?» - это и есть положительный выбор. А ответ на вопрос «Кого из группы Вы не хотели бы иметь соседом по квартире?» - выбор отрицательный. При этом подразумевается, что в отношении тех, кто вообще не был упомянут при ответах, сделан нулевой выбор. Как правило, один вопрос требует нескольких ответов (выборов). Социометрический критерий - так называется конкретная ситуация выбора. Кого из студентов Вы хотели бы выбрать старостой своей группы? Кого бы Вы не хотели выбрать старостой группы? Кого из группы Вы хотели бы пригласить домой на встречу Нового года? Кого из группы Вы не пригласили бы к себе домой на встречу Нового года? Целесообразно использовать социометрические критерии, рассчитанные на выражение и положительного и негативного отношения респондента к другим членам группы.

Первый этап обработки данных - составление социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса. На основе социоматрицы строится социограмма – графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии. Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем - взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.

Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе. Основными персональными индексами являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для выбирающего). Социометрический статус - это характеристика позиции члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству. Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы (степени общительности респондента). Групповые индексы: индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы). Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: