Метод социометрии в диагностике социально-психологического климата организации

Под социометрией понимается измерение социальных отношений. Автором теории социометрии является Дж. Морено. Социометрические методики используются социологами для выявления:

- неофициальных лидеров малых групп, т.е. таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других;

- «изгоев» коллектива, т.е. людей отвергаемых большинством группы;

- кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов;

- характера социально-психологического климата коллектива и тенденций его трансформирования;

- дифференциации первичных (т.е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов на реально сложившиеся в нем социально-психологические группировки;

- причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых и межгрупповых);

- многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп.

Социометрическое исследование начинается с фазы изучения имеющейсядокументации об исследуемом объекте, в том числе списка членов группы, оценок данной группы и ее членов экспертами, наблюдения за жизнью коллектива и поведением его членов. На этом этапе исследователь обязан завоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, их желание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определить такое время (и место) для проведения социометрического опроса, которое обеспечит участие в нем всех членов группы.

Социометрический опрос- вторая фаза получения социометрической информации. Каждому члену коллектива предлагается выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самых вопросах. Например, «С кем из членов бригады Вы бы хотели вместе работать, а с кем нет? Кого из членов Вашей бригады Вы бы оставили в ней, если бы бригада формировалась заново? Если возникнет необходимость сократить численность Вашей бригады, то кого, на Ваш взгляд, следовало бы уволить в первую очередь?» Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений, прежде всего, по вектору взаимных симпатий и антипатий.

Социометрические опросы не могут быть в полной мере анонимными - по фамилиям, фигурирующим в ответах, исследователь определяет, кто эти ответы дал. Это обстоятельство может привести к снижению меры искренности ответов. Чтобы уменьшить эту опасность при инструктировании респондентов исследователь тщательно разъясняет научный характер опроса, гарантирует сохранение тайны ответов.

Третья фаза - обработка полученной информации, ее преобразование либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо в то и другое.

Социограмма - рисунок, на котором члены группы изображаются в виде либо точек, либо геометрических фигур (квадратиков, ромбиков, треугольников, кружков и т.д.), символизирующих их должность, пол, возраст, национальность и т.п. Эти фигуры соединяются стрелками, отражающими характер их отношений. Если, скажем, Иванов выбрал Петрова, то от символа Иванова к символу Петрова проводится стрелка условленного цвета и/или формы. Если Петров отверг Иванова, то от символа Петрова к символу Иванова рисуется стрелка другой формы или другого цвета, а если Петров относится к Иванову индифферентно, то стрелка должна иметь третью форму или цвет. Социограмма образуется тогда, когда по означенному принципу будут изображены все связи симпатии, антипатии и индифферентности между всеми членами группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: