Проективное рисование также является вспомогательным методом групповой работы. Являясь формой самовыражения, оно дает множество информации для диагностики и интерпретации личностных проблем и ситуации участников. В процессе рисования человеку предоставляется возможность отразить (спроецировать) в рисунке многие личностные проблемы, травмирующие переживания прошлого, затруднения в общении и др. Данный метод позволяет работать с неосознаваемыми стремлениями и чувствами участников, а также с мыслями, которые они не могут высказать открыто.
Проективное рисование может выполняться в следующих формах:
· свободное рисование — каждый рисует то, что хочет;
· тематическое рисование — все рисуют на тему, выбранную группой или предложенную ведущим;
· дополнительное рисование — рисунок посылают по кругу: один начинает рисовать, другой продолжает;
· совместное рисование — несколько человек или вся группа рисуют что-то на одном листе;
· разговорное рисование — члены группы работают с выбранным партнером в паре. У каждой пары один лист бумаги, и они общаются на нем с помощью образов, линий и красок [22].
При обсуждении рисунков не следует искать единственно верной их трактовки. Рисунок — это основа для проявления мыслей и чувств автора и группы, для получения обратной связи.
Для проведения рисуночных процедур следует заранее приготовить фломастеры, краски, бумагу и другие принадлежности.
Элементы музыкотерапии
Музыка может использоваться в групповой работе в виде:
□ «музыкального фона», направленного на создание необходимой атмосферы в группе;
□ специально организованного прослушивания соответствующей музыки для снятия напряжения и усталости участников;
□ специально организованных процедур в виде пения и игры на музыкальных инструментах (в том числе импровизированных), направленных на возможность творческой самореализации участников. Один из вариантов игры на импровизированных инструментах — «шумовой оркестр», в котором в качестве инструментов используются различные подручные средства: стаканы, ложки, коробки с шашками и т. п.