Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Она является исходным документом любого СИ.
Программа социологического исследования состоит из:
1) методологической,
2) методической
3) и организационной части.
1. Методологическая включает:
1) формулировку и обоснование проблемы,
2) определение цели и постановка задач,
3) определение объекта и предмета исследования,
4) определение и логический анализ основных понятий (операционализация исследования),
5) формулировку гипотез.
2. Методическая включает:
1) определение и обоснование обследуемой совокупности (выборки),
2) обоснование методов сбора и обработки данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов и др.);
3. Организационная включает:
1) план и порядок исследования;
2) распределение людских и финансовых ресурсов.
Цель исследования должна быть ориентирована на конечный результат, пути и средства решения проблемы.
|
|
Задачи исследования – конкретизируют цель, определяют средства ее достижения.
Объект исследования (генеральная совокупность) – это область социальной действительности, совокупность людей и связей между ними, в рамках которых проявляется проблема. Его признаки:
1) пространственные (страна, регион, город, предприятие, цех, бригада)
2) временные (период и сроки проведения)
3) отраслевые (вид изучаемой деятельности – производственная, управленческая, политическая, криминальная и др.).
Предмет исследования – это наиболее значимые свойства (стороны) объекта, которые подлежат непосредственному изучению (продуктивность деятельности, социальная напряженность, приоритеты действия).
Определение и логический анализ основных понятий (операционализация исследования), что включает в себя:
1) Концептуализация понятий.
2) Интерпретация понятий – четко, точно и определенно указать, что понимается под понятиями. Задача процедуры - осуществить перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных терминах.
3) Операционализация понятий – процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные, регистрируемые и измеряемые термины.
Интерпретация и операциолнализация понятий осуществляется с целью выработки понятий-индикаторов, которые отображают элементарные фрагменты изучаемой социальной реальности и доступны количественному учету и регистрации.
Например: понятие «избирательная активность» может быть определено путем получения информации о том:
1) какая часть имеющего права голосовать населения полагает, что выборы важны, а мнение избирателей влияет на их исход;
|
|
2) какой процент избирателей собирается участвовать в выборах
3) какая часть избирателей знает о кандидатах на пост и что она знает о них.
В этом случае мы можем «сосчитать» избирательную активность в процентах к общему количеству населения.
Переменная – признак, принимающий разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Например, понятие «конфликт» не является переменной, ибо ему нельзя приписать множество значений, предварительно не переведя его в более конкретные понятия, которым уже можно приписать количественную меру. Скажем, тип конфликта, масштаб конфликта могут служить такими переменными.
Независимая переменная – переменная, изменение значений которой влияет на значения некоторой другой переменной.
Зависимая переменная – переменная, меняющая свое значение в соответствии с изменениями значений другой переменной.
Например, учеба (независимая переменная – причина) – экзаменационная оценка (зависимая переменная – следствие). Значение одной зависит от значения другой, т.е. существует причинно-следственная связь. Выявление этого соотношения позволяет предсказать, как одна форма поведения порождает другую.