РАЗДЕЛ 6
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК - БАНКИР И
ФИНАНСОВЫЙ АГЕНТ ПРАВИТЕЛЬСТВА
После изучения данного раздела вы сможете:
- охарактеризовать основные направления деятельности центрального банка по обслуживанию правительства;
- классифицировать и понять основные методы финансирования дефицита государственного бюджета;
- осознать целесообразность отказа от финансирования дефицита государственного бюджета за счет кредитов центрального банка;
- определить место центрального банка в обеспечении кассового исполнения государственного бюджета;
- раскрыть роль центрального банка в управлении государственным долгом;
- охарактеризовать порядок размещения государственных ценных бумаг (ОВГЗ) в Украине;
- понять особенности предоставления кредитов Международным валютным фондом и Европейским банком реконструкции и развития.
6.1. Основные направления деятельности центрального банка по обслуживанию правительства
Центральный банк, выступая в роли банкира и финансового агента правительства, тесно взаимодейств ует с органами государственной власти. Они сотрудничают как при решении общих вопросов денежно-кредитной, валютной и фискально-бюджетной политики, так и во время повседневного выполнения финансовых операций. В общем, полномочия центрального банка как банкира и финансового агента правительства в той или другой стране определяются
|
|
распределением полномочий между центральными органами государственного управления,
выбранной системой кассового исполнения государственного бюджета,
особенностями банковского законодательства,
уровнем государственного долга,
традициями, сложившимися исторически.
Центральные банки играют заметную роль в обеспечении кассового исполнения государственного бюджета. Сущность кассового исполнения государственного бюджета состоит:
- в организации работы по приему платежей в бюджет, в зачислении средств на счета соответствующих бюджетов и их хранении;
- в выдаче этих средств на цели, предусмотренные бюджетом;
- в ведении соответствующего учета и отчетности.
В мировой практике используются различные системы кассового исполнения государственного бюджета: банковская, казначейская, смешанная. Согласно банковской системе все полномочия по обеспечению кассового исполнения бюджета возложены на центральный банк и систему коммерческих банков. При казначейской системе создается специальный орган - казначейство, который обеспечивает аккумуляцию доходов, финансирование расходов, ведение соответствующего учета и отчетности. Смешанная система предусматривает распределение полномочий относительно обеспечения кассового исполнения бюджета между банковской системой и казначейством.
|
|
Невзирая на выбранную систему кассового исполнения государственного бюджета той или иной страной, бюджетные средства, как правило, аккумулируются на едином счете, открытом министерству финансов (казначейству) в центральном банке, с которого осуществляются все расходы, предусмотренные бюджетом. Участие центрального банка в обеспечении кассового исполнения государственного бюджета предоставляет возможность правительству, учитывая особый статус банка, минимизировать риски, связанные с банковским обслуживанием.
Центральные банки могут выступать кредиторами правительства, если это разрешено законодательством страны. Правительство сталкивается с проблемой привлечения средств в условиях несбалансированности государственного бюджета. В мировой практике известны три метода финансирования дефицита бюджета:
- налоговое финансирование;
- долговое финансирование;
- эмиссионное финансирование.
В основе налогового финансирования - повышение правительством налоговых ставок, введение новых налогов, отмена ранее установленных льгот по налогам, что ведет к увеличению поступлений в бюджет. Налоговое финансирование не приводит к изменению общей денежной массы, потому что оно осуществляется за счет перераспределения имеющихся в наличии ресурсов между отдельными группами экономических субъектов. В нормальных условиях правительства пытаются избегать применения этого метода финансирования бюджетного дефицита, поскольку он, задевая интересы широкого круга субъектов экономики, усиливает социальное напряжение в обществе, негативно влияет на поведение субъектов экономики, влечет за собой свертывание легального бизнеса и расширение теневого.
В основе долгового финансирования - заимствование правительством средств путем выпуска государственных долговых обязательств (государственных ценных бумаг), поступления от реализации которых направляется в бюджет. Долговое финансирование может осуществляться как путем размещения государственных долговых обязательств на внутреннем рынке (внутреннее заимствование), так и на внешнем (внешнее заимствование).
Внутреннее государственное заимствование не влияет на денежную массу, а только перераспределяет имеющиеся в наличии ресурсы между группами субъектов экономики (кроме случаев покупки государственных ценных бумаг центральным банком). Поэтому этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, при условии взвешенной бюджетной и долговой политики правительства, не содержит угрозы для стабильности денег.
Внешнее государственное заимствование обеспечивает приток в страну иностранной валюты, что содействует, с одной стороны, укреплению национальной валюты, а с другой - увеличению денежной массы. Центральный банк как банкир правительства выкупает иностранную валюту, полученную правительством от размещения государственных ценных бумаг на внешнем рынке с тем, чтобы правительство имело возможность использовать привлеченные средства на финансирование бюджетных расходов. Центральный банк покупает иностранную валюту в обмен на национальную, что приводит к росту денежной массы в национальной валюте. Чтобы предотвратить это, центральный банк одновременно с покупкой иностранной валюты должен принимать меры, направленные на сокращение (стерилизацию) денежной массы (размещение депозитных сертификатов, продажа ценных бумаг).
Государственное заимствование является одним из наиболее распространенных способов аккумуляции денежных ресурсов, необходимых для решения общегосударственных проблем, в частности для сбалансирования государственного бюджета. Во избежание таких проблем, правительство должно постоянно отслеживать займы, проводить анализ долговой ситуации, разрабатывать стратегию заимствования.
|
|
В основе эмиссионного финансирования - получение правительством от центрального эмиссионного банка прямых кредитов или кредитов в форме покупки банком государственных долговых обязательств (ценных бумаг). Эмиссия денег, которую таким образом осуществляет центральный банк, непосредственно влияет на объем денежной массы и может привести при определенных условиях к нежелательным последствиям. В частности, если дефицит бюджета является большим относительно ВВП, имеет постоянный характер и финансируется за счет эмиссии, то это влечет за собой увеличение денежной массы высокими темпами, вызывает рост уровня цен и провоцирует инфляцию.
в странах ЕС, с целью защиты центрального банка от возможного давления со стороны правительства банку на законодательном уровне запрещается к редитовать правительство путем покупки государственных долговых обязательств на первичном р ынке, а также предоставлять прямые кредиты правительству. только на вторичном рынке ценных бумаг, на котором центральный банк проводит операции по покупке-продаже ценных бумаг с целью регулирования денежного рынка, используя их как инструмент денежно-кредитной политики.
Развивающиеся страны не имеют хорошо развитого и достаточно емкого рынка ценных бумаг,
В Украине в течение 1991-1994 гг. единственным источником покрытия дефицита бюджета были прямые кредиты НБУ. стала гиперинфляция (индекс потребительских цен в 1993 г. составлял 10256%) и катастрофический спад производства (реальный объем ВВП сократился в 1994 г. на 23%). С 1995 г. бюджетного дефицита правительство начало привлекать внутреннее заимствование в виде средств от размещения облигаций внутреннего государственного займа. С 1997 г. акцент в части финансирования дефицита был перенесен на внутреннее государственное заимствование. В 1998 г. ситуация на денежном рынке Украины резко ухудшилась.
|
|
Для того чтобы решить бюджетные проблемы, правительство в конце 1998 г. и в начале 1999 г. вынуждено был провести конверсию краткосрочных облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) в долгосрочные.
В 1999 г. Верховная Рада Украины приняла закон «О Национальном банке Украины», согласно которому НБУ запрещается предоставлять прямые кредиты, как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование расходов Государственного бюджета Украины. Кроме того, по закону НБУ разрешается осуществлять операции с ценными бумагами (покупка-продажа) только на вторичном рынке.
В 2000 г. правительство провело реструктуризацию задолженности по облигациям внутреннего государственного займа, которые находятся в портфеле НБУ. В результате реструктуризации НБУ получил процентные облигации внутреннего государственного займа. По состоянию на 31 декабря 2004 г. объем процентных облигаций внутреннего государственного займа в портфеле НБУ составлял 6,4 млрд. грн. Задолженность правительства по кредитам, которые были получены от НБУ в 1991-1996 гг. в национальной и иностранной валютах для финансирования бюджетного дефицита, по состоянию на 31 декабря 2004 г. составляла 9,8 млрд. грн. В соответствии с принятым в 2000 г. Законом Украины «О реструктуризации долговых обязательств Кабинета Министров перед Национальным банком Украины» задолженность по кредитам, предоставленным правительству, была реструктуризирована и отнесена на внутренний государственный долг. Погашение задолженности предусматривается до 2035 г.
Центральные банки участвуют в управлении государственным долгом. По своей экономической сущности государственный долг -это экономические отношения государства как заемщика с его внешними и внутренними кредиторами по поводу заимствования средств. Размер государственного долга рассчитывается как общая сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.
Управление государственным долгом - это сложный аспект государственного управления и экономической политики, поскольку оно предусматривает взаимодействие и сотрудничество нескольких органов государственного управления, которые отвечают за разработку и реализацию долговой политики государства.
Управление государственным долгом состоит из четырех стадий:
- привлечение государственных заимствований, которое может осуществляться путем размещения государственных ценных бумаг и получения кредитов;
- размещение привлеченных средств. Средства от государственных займов могут использоваться как на финансирование инвестиционных программ, так и на удовлетворение текущих потребностей бюджета, т.е. покрытие его дефицита;
- погашение и обслуживание долга, т.е. осуществление платежей государством по выполнению долговых обязательств перед кредиторами по согласованным между ними графикам погашения основной суммы долга и уплаты процентов, комиссий и т.п.;
- реструктуризация долга - это соглашение государства с кредиторами о новой схеме погашения долговых обязательств в связи с несостоятельностью государства выполнять ранее принятые на себя долговые обязательства.
Цель управления государственным долгом - получить максимальную выгоду от внутреннего и внешнего государственного заимствования и избежать макроэкономических трудностей и проблем с государственным бюджетом и платежным балансом в будущем.
Правовой основой управления государственным долгом в Украине является Конституция страны, в которой предусмотрено, что исключительно законами Украины устанавливаются порядок образования и погашения государственного долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг. В управлении государственным долгом Украины участвуют: Кабинет Министров Украины, Министерство финансов Украины, НБУ, Государственное казначейство Украины.
Основные направления деятельности НБУ в сфере управления государственным долгом:
- совместно с Министерством финансов Украины НБУ участвует в привлечении государством средств путем размещения облигаций внутреннего государственного займа;
- по поручению Государственного казначейства и за счет средств государственного бюджета осуществляет обслуживание государственного долга, в частности погашение облигаций внутреннего государственного займа и выплату доходов, осуществляет платежи в пользу внешних кредиторов Украины;
- как участник Национальной депозитарной системы выполняет функции депозитария и хранителя государственных ценных бумаг;
- совместно с правительством сотрудничает с международными финансовыми организациями относительно получения кредитов, в частности кредитов, по которым Национальный банк Украины выступает заемщиком и распорядителем. Это кредиты макроэкономической стабилизации, которые предоставляет МВФ, и кредиты для обеспечения финансирования малого и среднего бизнеса, которые предоставляет Европейский банк реконструкции и развития:
- осуществляет регистрацию кредитов, полученных резидентами от нерезидентов в иностранной валюте.