Внешний долг страны - это совокупность внешних финансовых обязательств государства и резидентов на определенную дату, которые подлежат погашению в установленные сроки. По типу заемщика внешний долг делится на государственный, гарантированный государством, и частный, негарантированный государством долг.
К государственному внешнему долгу относят финансовые обязательства государства перед нерезидентами, которые возникли вследствие займов, осуществленных правительством. Платежи по погашению и обслуживанию государством внешнего долга осуществляются за счет средств государственного бюджета.
К внешнему долгу, гарантированному государством, относят финансовые обязательства резидентов перед нерезидентами, которые возникли вследствие полученных под гарантию государства внешних займов. Платежи по погашению и обслуживанию этих ссуд осуществляются за счет собственных средств заемщиков, а в случае их неплатежеспособности - за счет средств государственного бюджета.
|
|
К частному негарантированному государством внешнему долгу относят финансовые обязательства резидентов перед нерезидентами, которые возникли вследствие получения ими кредитов. Платежи по погашению и обслуживанию негарантированного внешнего долга осуществляются за счет собственных средств заемщиков.
Общий внешний долгосрочный долг Украины за 2012 (семинар)
Из общего потока внешних финансовых ресурсов, которые поступают в Украину, следует выделить ссуды, которые предоставляются по линии официальной помощи развития. В рамках такой помощи Украина сотрудничает с международными финансовыми организациями: Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком (ВБ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
I |
Международные финансовые организации предоставляют правительствам стран-заемщиков кредиты на поддержание платежного баланса, национальной валюты, финансирование дефицита государственного бюджета, критического импорта, проектов, которые содействуют социально-экономическому развитию. Особенность этих кредитов заключается в том, что международные финансовые организации не ставят перед собой цель максимизировать прибыль, а сосредоточивают свои операции в тех сферах, которые могут обеспечить трансформацию и развитие экономики. Кредиты в большинстве случаев являются долгосрочными. Одной из важных черт кредитов международных финансовых организаций является то, что они имеют как экономический, так и политический характер, поскольку получение таких кредитов характеризует надежность страны заемщика, международное признание ее кредите- и платежеспособности, представляет собой определенную гарантию для других кредиторов, открывает стране-заемщику доступ к заимствованию на мировом рынке капиталов по благоприятным условиям.
|
|
Кредитование международными финансовыми организациями отдельных стран осуществляется на условиях кредитования их как членов этих организаций. Украина еще в декабре 1991 г. первой из всех вновь созданных государств СНГ обратилась к МВФ и МБРР с просьбой о предоставлении ей членства в этих организациях. Совет управляющих МВФ удовлетворил эту просьбу и принял соответствующую резолюцию 27 апреля 1992 г. С сентября 1993 г. Украина стала 168-м членом Фонда и, получив формальное право на присоединение к группе Всемирного банка, в этот же день стала 167-м членом МБРР.
Согласно Закону Украины «О вступлении Украины в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций» НБУ выступает как банк-депозитарий любых сумм Фонда, Банка, Корпорации, Ассоциации и Агентства на территории Украины.
НБУ выступает распорядителем кредитов, полученных от МВФ. Погашение и обслуживание этих кредитов осуществляется за счет средств НБУ.
Для получения кредита каждая страна-член МВФ должна:
- обратиться в Фонд с убедительными доказательствами того, что она имеет потребность в его ресурсах для финансирования дефицита платежного баланса;
- продемонстрировать, каким образом она собирается решить собственные проблемы и обеспечить погашение кредита.
МВФ должен убедиться, что страна, которая обратилась за кредитом, сможет выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед Фондом. Кроме того, условия, которые выдвигает МВФ, должны гарантировать, что политика, которую проводит страна, в приемлемые сроки приведет к достижению стабильного платежного баланса и стабильному экономическому росту. По мере необходимости страна обязана принимать меры для структурной трансформации экономики.
Решению о предоставлении кредита предшествует разработка МВФ и правительством страны-заемщика программы (меморандума) экономической политики. При решении вопроса о целесообразности предоставления кредита Совет директоров МВФ утверждает соглашение о выделении кредита. Утверждение соглашения гарантирует предоставление только первого транша кредита, так как характерной чертой кредитов МВФ является обусловленный характер их предоставления. Под обусловленностью понимается зависимость получения следующего транша (или кредита в целом) от выполнения страной-заемщиком условий предоставления предыдущего. В течение всего срока кредитования миссия (эксперты) МВФ постоянно посещает страну-заемщика с целью изучения экономической и политической ситуации и инспектирования процесса реализации программы кредитования.
Этапы сотрудничества Украины с МВФ. (семинар)
Конкретные условия предоставления кредитов на всех этапах сотрудничества Украины с МВФ предусматривали проведение правительством и НБУ комплекса мер в сфере денежно-кредитной, фискально-бюджетной, валютной, ценовой, структурной политики, в частности обуздание инфляции, увеличение валовых международных резервов, либерализация валютного рынка, сокращение бюджетного дефицита и негативного сальдо платежного баланса, уменьшение задолженности государства по заработной плате, пенсиям и социальным выплатам, реформирование бюджетной и налоговой систем, ускорение приватизации, реформа земельной собственности и т. п.
НБУ активно участвует в разработке и практической реализации политики Украины относительно сотрудничества с МВФ, Мировым банком и другими международными институтами. Эта политика направлена на обеспечение благоприятных для Украины условий привлечения внешних финансовых ресурсов. Поддерживаются регулярные контакты НБУ с МВФ. На встречах с миссиями МВФ рассматриваются такие вопросы:
|
|
- ход реализации программы мероприятий в сфере денежно-кредитной политики, развития денежного и фондового рынков, реформирования банковского сектора;
- усовершенствование системы банковского надзора и платежной системы;
- динамика и прогноз платежного баланса;
- присоединение Украины к Специальному стандарту распространения данных (ССРД)1;
- консультации по проблемам резервных требований, управления ликвидностью, консолидированного банковского надзора и т.п.
НБУ участвует в управлении кредитами, которые предоставляет Украине Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)" согласно открытым кредитным линиям и которые направлены на развитие малого и среднего частного бизнеса (МСП). Первое соглашение об открытии в Украине кредитной линии (МСП-1) объемом 121,2 млн. дол. США подписали Правительство Украины, НБУ и ЕБРР в 1994 г., второе соглашение (МСП-2) объемом 88,3 млн. дол. США - в 1998 г. (освоение кредитной линии МСП-2 началось в 2000 г.).
Риски, связанные с кредитованием по кредитной линии ЕБРР, распределяются между участниками процесса кредитования: ЕБРР, НБУ, коммерческими банками и конечными заемщиками (бенефициарами). Поскольку кредитную линию ЕБРР открыто под гарантию Правительства Украины, в соответствии,
НБУ относительно правительства выступает в роли обслуживающего банка, в котором хранятся средства государственного бюджета и внебюджетных фондов, и потому в процессе управления внешним государственным долгом НБУ выполняет функции платежного агента правительства. В НБУ открыт на имя Государственного казначейства счет средств государственного бюджета в иностранной валюте (валютный счет) для обслуживания внешнего долга. Для проведения платежей по погашению и обслуживанию долга Государственное казначейство перечисляет средства в национальной валюте с единого казначейского счета Национальному банку для закупки иностранной валюты, которая потом зачисляется на валютный счет Государственного казначейства. По поручению Государственного казначейства НБУ осуществляет платежи в пользу иностранных кредиторов и списывает сумму перечислений с валютного счета Государственного казначейства.
|
|
НБУ как проводник денежно-кредитной политики, банкир правительства и орган валютного регулирования и контроля участвует в разработке стратегии государственного внешнего заимствования, осуществляет мониторинг и анализ долговой ситуации, обеспечивает предоставление Всемирному банку отчетности о внешнем гарантированном и негарантированном государством долге.
НБУ участвует также в управлении внешним долгом путем регистрации частных негарантированных государством кредитов. Согласно действующему положению НБУ резидент-заемщик (юридическое или физическое лицо) обязан до фактического получения средств по кредиту, привлеченному от нерезидента в иностранной валюте, зарегистрировать кредитный договор в соответствующем территориальном управлении НБУ. Сущность регистрации заключается в том, что она имеет, во-первых, учетный характер и ее целью является определение объема частного не гарантированного государством внешнего долга, а во-вторых, контролирующий характер, поэтому ее целью является также контроль за движением капитала и, в частности, за оттоком капитала из страны при погашении кредитов.
В процессе регистрации договоров учреждения НБУ особое внимание уделяют размеру процентной ставки, по которой предусматривается привлечение средств резидентами от нерезидентов.
Если кредит предоставляется резиденту в иностранной валюте первой группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, то процентная ставка за кредит не должна превышать размера максимальной процентной ставки, который устанавливается Правлением НБУ. Основанием для определения этой максимальной процентной ставки служит стоимость государственных заимствований на внешних денежных рынках. По кредитам, которые предоставляются резидентам в иностранной валюте второй группы Классификатора, процентная ставка не должна превышать размера средневзвешенной процентной ставки, по которой предоставляются кредиты субъектам хозяйствования на внутреннем денежном рынке.
Обслуживающие уполномоченные банки осуществляют операции по привлеченным от нерезидентов кредитам только на основании регистрационного свидетельства НБУ. Банки как органы валютного контроля должны отслеживать использование кредитов по целевому назначению, предусмотренному в договоре, а главное - контролировать погашение кредита и уплату процентов за пользование кредитом. В частности, они контролируют, чтобы сумма иностранной валюты, перечисленная нерезиденту в погашение кредита, не превышала объем фактически полученного кредита, а уплата процентов за кредит не превышала суммы, предусмотренной в договоре.
Если средства кредита, привлеченные от нерезидента, не поступают на счет украинского банка, а используются за границей и там же погашаются, то резидент-заемщик должен получить сначала индивидуальную лицензию НБУ на открытие счета в иностранном банке, а потом обязательно зарегистрировать кредит в НБУ.