Внешний долг Украины и роль НБУ в управлении долгом

Внешний долг страны - это совокупность внешних финансовых обязательств государства и резидентов на определенную дату, кото­рые подлежат погашению в установленные сроки. По типу заемщика внешний долг делится на государственный, гарантированный госу­дарством, и частный, негарантированный государством долг.

К государственному внешнему долгу относят финансовые обя­зательства государства перед нерезидентами, которые возникли вследствие займов, осуществленных правительством. Платежи по погашению и обслуживанию государством внешнего долга осуще­ствляются за счет средств государственного бюджета.

К внешнему долгу, гарантированному государством, относят финансовые обязательства резидентов перед нерезидентами, кото­рые возникли вследствие полученных под гарантию государства внешних займов. Платежи по погашению и обслуживанию этих ссуд осуществляются за счет собственных средств заемщиков, а в случае их неплатежеспособности - за счет средств государственного бюд­жета.

К частному негарантированному государством внешнему долгу относят финансовые обязательства резидентов перед нерезидентами, которые возникли вследствие получения ими кредитов. Платежи по погашению и обслуживанию негарантированного внешнего долга осуществляются за счет собственных средств заемщиков.

Общий внешний долгосрочный долг Украины за 2012 (семинар)

Из общего потока внешних финансовых ресурсов, которые по­ступают в Украину, следует выделить ссуды, которые предоставля­ются по линии официальной помощи развития. В рамках такой по­мощи Украина сотрудничает с международными финансовыми ор­ганизациями: Международным валютным фондом (МВФ), Всемир­ным банком (ВБ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).


I

Международные финансовые организации предоставляют пра­вительствам стран-заемщиков кредиты на поддержание платежного баланса, национальной валюты, финансирование дефицита государ­ственного бюджета, критического импорта, проектов, которые со­действуют социально-экономическому развитию. Особенность этих кредитов заключается в том, что международные финансовые орга­низации не ставят перед собой цель максимизировать прибыль, а сосредоточивают свои операции в тех сферах, которые могут обес­печить трансформацию и развитие экономики. Кредиты в большин­стве случаев являются долгосрочными. Одной из важных черт кре­дитов международных финансовых организаций является то, что они имеют как экономический, так и политический характер, по­скольку получение таких кредитов характеризует надежность стра­ны заемщика, международное признание ее кредите- и платежеспо­собности, представляет собой определенную гарантию для других кредиторов, открывает стране-заемщику доступ к заимствованию на мировом рынке капиталов по благоприятным условиям.

Кредитование международными финансовыми организациями отдельных стран осуществляется на условиях кредитования их как членов этих организаций. Украина еще в декабре 1991 г. первой из всех вновь созданных государств СНГ обратилась к МВФ и МБРР с просьбой о предоставлении ей членства в этих организациях. Совет управляющих МВФ удовлетворил эту просьбу и принял соответст­вующую резолюцию 27 апреля 1992 г. С сентября 1993 г. Украина стала 168-м членом Фонда и, получив формальное право на присое­динение к группе Всемирного банка, в этот же день стала 167-м членом МБРР.

Согласно Закону Украины «О вступлении Украины в Междуна­родный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Международ­ную ассоциацию развития и Многостороннее агентство по гаранти­ям инвестиций» НБУ выступает как банк-депозитарий любых сумм Фонда, Банка, Корпорации, Ассоциации и Агентства на территории Украины.

НБУ выступает распорядителем кредитов, полученных от МВФ. Погашение и обслуживание этих кредитов осуществляется за счет средств НБУ.

Для получения кредита каждая страна-член МВФ должна:

- обратиться в Фонд с убедительными доказательствами того, что она имеет потребность в его ресурсах для финансирования де­фицита платежного баланса;

- продемонстрировать, каким образом она собирается решить собственные проблемы и обеспечить погашение кредита.

МВФ должен убедиться, что страна, которая обратилась за кре­дитом, сможет выполнить свои обязательства по погашению задол­женности перед Фондом. Кроме того, условия, которые выдвигает МВФ, должны гарантировать, что политика, которую проводит страна, в приемлемые сроки приведет к достижению стабильного платежного баланса и стабильному экономическому росту. По мере необходимости страна обязана принимать меры для структурной трансформации экономики.

Решению о предоставлении кредита предшествует разработка МВФ и правительством страны-заемщика программы (меморандума) экономической политики. При решении вопроса о целесообраз­ности предоставления кредита Совет директоров МВФ утверждает соглашение о выделении кредита. Утверждение соглашения гаран­тирует предоставление только первого транша кредита, так как ха­рактерной чертой кредитов МВФ является обусловленный характер их предоставления. Под обусловленностью понимается зависимость получения следующего транша (или кредита в целом) от выполне­ния страной-заемщиком условий предоставления предыдущего. В течение всего срока кредитования миссия (эксперты) МВФ постоян­но посещает страну-заемщика с целью изучения экономической и политической ситуации и инспектирования процесса реализации программы кредитования.

Этапы сотрудничества Украины с МВФ. (семинар)

Конкретные условия предоставления кредитов на всех этапах сотрудничества Украины с МВФ предусматривали проведение пра­вительством и НБУ комплекса мер в сфере денежно-кредитной, фискально-бюджетной, валютной, ценовой, структурной политики, в частности обуздание инфляции, увеличение валовых международ­ных резервов, либерализация валютного рынка, сокращение бюд­жетного дефицита и негативного сальдо платежного баланса, уменьшение задолженности государства по заработной плате, пен­сиям и социальным выплатам, реформирование бюджетной и налоговой систем, ускорение приватизации, реформа земельной собст­венности и т. п.

НБУ активно участвует в разработке и практической реализации политики Украины относительно сотрудничества с МВФ, Мировым банком и другими международными институтами. Эта политика на­правлена на обеспечение благоприятных для Украины условий при­влечения внешних финансовых ресурсов. Поддерживаются регуляр­ные контакты НБУ с МВФ. На встречах с миссиями МВФ рассмат­риваются такие вопросы:

- ход реализации программы мероприятий в сфере денежно-кредитной политики, развития денежного и фондового рынков, ре­формирования банковского сектора;

- усовершенствование системы банковского надзора и платеж­ной системы;

- динамика и прогноз платежного баланса;

- присоединение Украины к Специальному стандарту распро­странения данных (ССРД)1;

- консультации по проблемам резервных требований, управле­ния ликвидностью, консолидированного банковского надзора и т.п.

НБУ участвует в управлении кредитами, которые предоставляет Украине Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)" со­гласно открытым кредитным линиям и которые направлены на разви­тие малого и среднего частного бизнеса (МСП). Первое соглашение об открытии в Украине кредитной линии (МСП-1) объемом 121,2 млн. дол. США подписали Правительство Украины, НБУ и ЕБРР в 1994 г., второе соглашение (МСП-2) объемом 88,3 млн. дол. США - в 1998 г. (освоение кредитной линии МСП-2 началось в 2000 г.).

Риски, связанные с кредитованием по кредитной линии ЕБРР, распределяются между участниками процесса кредитования: ЕБРР, НБУ, коммерческими банками и конечными заемщиками (бенефи­циарами). Поскольку кредитную линию ЕБРР открыто под гарантию Правительства Украины, в соответствии,

НБУ относительно правительства выступает в роли обслужи­вающего банка, в котором хранятся средства государственного бюджета и внебюджетных фондов, и потому в процессе управления внешним государственным долгом НБУ выполняет функции пла­тежного агента правительства. В НБУ открыт на имя Государствен­ного казначейства счет средств государственного бюджета в ино­странной валюте (валютный счет) для обслуживания внешнего дол­га. Для проведения платежей по погашению и обслуживанию долга Государственное казначейство перечисляет средства в национальной валюте с единого казначейского счета Национальному банку для за­купки иностранной валюты, которая потом зачисляется на валют­ный счет Государственного казначейства. По поручению Государст­венного казначейства НБУ осуществляет платежи в пользу иностранных кредиторов и списывает сумму перечислений с валютного счета Государственного казначейства.

НБУ как проводник денежно-кредитной политики, банкир пра­вительства и орган валютного регулирования и контроля участвует в разработке стратегии государственного внешнего заимствования, осуществляет мониторинг и анализ долговой ситуации, обеспечива­ет предоставление Всемирному банку отчетности о внешнем гаран­тированном и негарантированном государством долге.

НБУ участвует также в управлении внешним долгом путем реги­страции частных негарантированных государством кредитов. Соглас­но действующему положению НБУ резидент-заемщик (юридическое или физическое лицо) обязан до фактического получения средств по кредиту, привлеченному от нерезидента в иностранной валюте, заре­гистрировать кредитный договор в соответствующем территориаль­ном управлении НБУ. Сущность регистрации заключается в том, что она имеет, во-первых, учетный характер и ее целью является опреде­ление объема частного не гарантированного государством внешнего долга, а во-вторых, контролирующий характер, поэтому ее целью яв­ляется также контроль за движением капитала и, в частности, за отто­ком капитала из страны при погашении кредитов.

В процессе регистрации договоров учреждения НБУ особое внимание уделяют размеру процентной ставки, по которой преду­сматривается привлечение средств резидентами от нерезидентов.

Если кредит предоставляется резиденту в иностранной валюте первой группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, то процентная ставка за кредит не должна превышать раз­мера максимальной процентной ставки, который устанавливается Правлением НБУ. Основанием для определения этой максимальной процентной ставки служит стоимость государственных заимствова­ний на внешних денежных рынках. По кредитам, которые предос­тавляются резидентам в иностранной валюте второй группы Клас­сификатора, процентная ставка не должна превышать размера сред­невзвешенной процентной ставки, по которой предоставляются кредиты субъектам хозяйствования на внутреннем денежном рынке.

Обслуживающие уполномоченные банки осуществляют операции по привлеченным от нерезидентов кредитам только на основании ре­гистрационного свидетельства НБУ. Банки как органы валютного контроля должны отслеживать использование кредитов по целевому назначению, предусмотренному в договоре, а главное - контролиро­вать погашение кредита и уплату процентов за пользование кредитом. В частности, они контролируют, чтобы сумма иностранной валюты, перечисленная нерезиденту в погашение кредита, не превышала объ­ем фактически полученного кредита, а уплата процентов за кредит не превышала суммы, предусмотренной в договоре.

Если средства кредита, привлеченные от нерезидента, не посту­пают на счет украинского банка, а используются за границей и там же погашаются, то резидент-заемщик должен получить сначала ин­дивидуальную лицензию НБУ на открытие счета в иностранном банке, а потом обязательно зарегистрировать кредит в НБУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: