Полномочия НБУ по организации и кассовому исполнению государственного бюджета в течение последних лет существенно менялись, поскольку в своем развитии система кассового исполнения бюджета в нашей стране прошла все три ее разновидности (банковскую, смешанную, казначейскую).
Согласно закону «О банках и банковской деятельности», принятому Верховной Радой Украины в 1991 г., кассовое исполнение государственного бюджета организовывал НБУ через систему уполномоченных коммерческих банков. К середине 1993 г. в Украине функционировала банковская система исполнения государственного бюджета, которая перешла в наследство от СССР с его централизованной экономикой я одноуровневой банковской системой. В соответствии с этой системой существовало две схемы финансирования расходов за счет бюджетных средств. Выполнение местных бюджетов осуществлялось в пределах доходов, которые реально поступили в эти бюджеты. Исполнение государственного бюджета основывалось на принципе авансирования расходов на кредитной основе.
|
|
Схема исполнения государственного бюджета в Украине имела такой вид. Доходы, которые поступали в государственный бюджет, аккумулировались и в течение года накапливались на отдельных счетах в учреждениях банков. В то же время организациям и учреждениям, которые финансировались из государственного бюджета, банки открывали бюджетные расходные счета и на основании бюджетных поручений Министерства финансов Украины оплачивали их расходы. Оплата происходила на кредитной основе, т.е. без привлечения соответствующих средств из бюджета. В конце года доходные и расходные бюджетные счета в коммерческих банках закрывались Национальный банк проводил итоговые обороты но этим счетам и определял сумму эмиссии, осуществленной коммерческими банками в процессе финансирования бюджета. На сумму эмиссии оформлялась задолженность Министерства финансов Украины Национальному банку.
Практика кассового исполнения государственного бюджета того времени была рассчитана на систему единого банка и не отвечала двухуровневой банковской системе, которая начала формироваться в Украине в конце 80-х гг. Двухуровневой системой предусмотрена, с одной стороны, ответственность центрального банка за размер эмиссии, а с другой - экономическая самостоятельность коммерческих банков, которые осуществляют операции в пределах привлеченных средств и собственного капитала.
Согласно Указу Президента «О порядке исполнения государственного бюджета Украины» от 18 июня 1993 г. Национальный банк но согласованию с Министерством финансов внедрил со второго полугодия 1993 г. единую схему кассового исполнения бюджета --как государственного, так и местных. Финансирование расходов начато осуществляться в пределах доходов, которые реально поступили в государственный бюджет, а также за счет кредитов, предоставленных НБУ Министерству финансов Украины.
|
|
Кассовое исполнение государственного бюджета (до внедрения казначейской системы) осуществлялось через НБУ и систему уполномоченных банков, круг которых определяли Кабинет Министров и НБУ. В учреждениях уполномоченных коммерческих банков открывались доходные счета «Средства Государственного бюджета Украины», на которые зачислялись средства, поступающие непосредственно в государственный бюджет.
Учреждения банков ежедневно не позже 10 часов переводили средства на транзитные доходные счета, открытые в территориальных управлениях НБУ. В свою очередь, территориальные управления не позже 16 часов переводили остатки средств с транзитных счетов на централизованный доходный счет Министерства финансов Украины в Операционном управлении НБУ (ОПЕРУ).
Министерство финансов Украины финансировало расходы из государственного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, и остатков средств на централизованном счете. Министерство финансов Украины подавало в ОПЕРУ НБУ платежные поручения для перевода средств на текущие бюджетные счета отдельных министерств и ведомств, признанных главными распорядителями бюджетных средств. В свою очередь, на основании платежных документов этих министерств и ведомств средства зачислялись на текущие бюджетные счета организаций и учреждений (т.е. непосредственных распорядителей бюджетных средств), которые были открыты в уполномоченных банках. Банковская система кассового исполнения государственного бюджета, используемая в Украине, предусматривала постоянное движение бюджетных средств по вертикали. Сначала они концентрировались на централизованном счете Министерства финансов Украины, проходя путь по цепочке: налогоплательщик - банк плательщика - уполномоченный банк - территориальное управление НБУ - ОПЕРУ НБУ. Потом средства осуществляли обратный путь, конечная цель которого - бюджетные счета непосредственных распорядителей средств. Вертикальное движение средств резко снижало эффективность банковской системы кассового исполнения государственного бюджета. Как показала практика, определенная часть бюджетных средств задерживалась в промежуточном звене, в частности распылялась по счетам министерств и ведомств. В условиях острого дефицита государственного бюджета на этих счетах хранились значительные остатки свободных средств, в связи с несвоевременным перечислением министерствами и ведомствами полученных из бюджета денежных ресурсов на счета подведомственных учреждений.
Слабым местом банковской системы кассового исполнения бюджета был также контроль за использованием бюджетных средств. В функции коммерческих банков и НБУ не входит контроль за целевым использованием бюджетных средств и оперативное управление имеющимися в наличии бюджетными средствами.
Чтобы улучшить управление государственными финансами, 27 апреля 1995 г. Президент Украины подписал Указ «О Государственном казначействе Украины». Постановлением Кабинета Министров Украины от 31 июля 1995 г. было утверждено Положение «О Государственном казначействе Украины». Основными задачами этого ведомства стали организация кассового исполнения государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за использованием бюджетных средств, а также учет кассового исполнения бюджета и составление соотв етствующей отчетности.
|
|
Следовательно, полномочия участников бюджетного процесса меняются. Средства государственного бюджета аккумулируются на едином казначейском счете, через который органы Государственного казначейства Украины осуществляют операции по бюджетным доходам и расходам в соответствии с Законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, принятым Верховной Радой Украины. Органы Государственного казначейства осуществляют предварительный контроль за расходованием бюджетных средств, ведут учет этих средств и составляют соответствующую отчетность. За м инистерствами и ведомствами (главными распорядителями бюджетных средств) остается право распределения средств по направлениям расходов, утвержденным в бюджете. Органы Государственной налоговой администрации следят за соблюдением налогового законодательства, обеспечивают учет налогоплательщиков и сборов, контролируют своевременность предоставления бухгалтерской отчетности. Государственная контрольно- ревизионная служба Украины и Счетная палата Верховной Рады Украины осуществляют дальнейший контроль за использованием бюджетных средств.
Казначейская система кассового исполнения государственного бюджета, внедренная в Украине в 1997 г., предусматривает доведение Главным управлением Государственного казначейства до главных распорядителей бюджетных средств утвержденные объемы финансирования по подразделениям бюджетной классификации. В свою очередь, главные распорядители на основании полученных данных составляют распределение бюджетных средств по областям для подведомственных учреждений, организаций, а также в соответствии с разделами, параграфами и статьями бюджетной классификации. Главное управление Государственного казначейства, получив от распорядителей распределение бюджетных средств, переводит деньги своим территориальным управлением, чтобы обеспечить финансирование расходов государственного бюджета.
|
|
Органы Казначейства зачисляют полученные средства на регистрационные счета, открытые в органах Казначейства на имя распорядителей средств, с целью учета как поступления денег, так и их расходования При этом бюджетные счета распорядителей средств (бюджетных учреждений и организаций) в учреждениях банков закрываются. Финансирование и оплату их расходов осуществляют органы Государственного казначейства на основании утвержденных смет доходов и расходов. Смета является основным документом, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств.
Для оплаты расходов распорядители бюджетных средств подают в органы Казначейства платежные поручения, к которым прикладываются соответствующие счета, счета-фактуры, накладные, акты о выполненных работах. Органы Казначейства проверяют правильность заполнения расчетных документов, необходимость и целесообразность расходов, а также наличие средств на соответствующем регистрационном счете. Распорядители бюджетных средств подают расчетные документы по формам, установленным НБУ. Указанные документы оформляются органами Казначейства и скрепляются его печатью.
Согласно порядку, установленному в 1997 г., средства государственного бюджета были сосредоточены на бюджетных счетах, открытых для органов Государственного казначейства в учреждениях уполномоченных коммерческих банков и НБУ. С этих счетов банки осуществляли оплату оформленных органами казначейства расчетных документов, т.е. оплату расходов распорядителей бюджетных средств за выполненные работы, полученные услуги, приобретенные материальные ценности. С этих же счетов на основании надлежащим образом оформленного денежного чека банки также выдавали уполномоченным лицам распорядителей наличные средства на цели, предусмотренные в их сметах доходов и расходов.
Учитывая риски, с которыми связана деятельность коммерческих банков, а также нестабильность банковской системы Украины, Верховная Рада Украины согласно Закону «О Национальном банке Украины», принятому в мае 1999 г., обязала правительство хранить средства Государственного бюджета Украины и внебюджетных фондов на счетах Государственного казначейства в НБУ. Условия и порядок обслуживания средств Государственного бюджета определяются договором между НБУ и Государственным казначейством Украины.
В 1999 г. Кабинет Министров и НБУ утвердили постановление «О создании внутренней платежной системы Государственного казначейства». В соответствии с этим постановлением Государственное казначейство должно, во-первых, сосредоточить все средства Государственного бюджета на своем едином казначейском счете в НБУ, во-вторых, приобретает статус участника системы электронных платежей НБУ вместо статуса клиента Национального банка.
В 2002 г. Государственное казначейство Украины утвердило «Положение о едином казначейском счете». Согласно Положению единый казначейский счет' - это счет, открытый Государственному казначейству Украины в НБУ для учета средств и осуществления расчетов в Системе электронных межбанковских переводов (СЭМП) НБУ. В НБУ территориальным управлениям.
С 2002 г. внедряется казначейская система кассового исполнения местных бюджетов, переводятся на обслуживание в органы Го-с\ дарственного казначейства средства государственных целевых внебюджетных фондов. В 2003 г. практически завершен перевод местных бюджетов на казначейскую форму обслуживания.