Что же такое ювенальная юстиция?

После распада СССР в России непрерывно идут напряженные дискуссии о ювенальной юстиции. Россияне оказались расколоты на два непримиримых лагеря: сторонников и противников введения ювенальной юстиции. И это не удивительно. Ведь сфера семейных отношений, воспитания детей, родительских прав и обязанностей – одна из важнейших и самых чувствительных для человека и для общества. И вмешиваться в неё с экспериментами, с чужим, несовместимым с российской традицией и устройством опытом не просто противопоказано – это может нанести колоссальный вред и даже поставить под угрозу существование страны.

В брошюре, которую вы держите в руках, показано, что такая угроза вполне реальна. Наша общая цель – не допустить подобного развития событий.

Что же такое ювенальная юстиция?

Словосочетание «ювенальная юстиция» вроде бы знакомо каждому, оно на слуху. Однако хоть сколько-нибудь устоявшегося определения этого понятия не существует. Более того, нет даже относительно устойчивого общего понимания. Зачастую именно поэтому, рассуждая о ювенальной юстиции, стороны ведут ожесточенные споры и не могут договориться.

Дело в том, что этот термин многозначен. В узком смысле ювенальная юстиция – это система методов исправления и защиты юных преступников. Причем система западная. В России для такой системы нет собственного отдельного названия, правосудие в отношении несовершеннолетних до внедрения ювенальной юстиции было специализированной частью общей системы правосудия и находилось в ведении комиссий по делам несовершеннолетних. Но в последние годы все чаще происходит подмена понятий и ювенальной юстицией называют правосудие в отношении несовершеннолетних, утверждая при этом, что тот, кто против ювенальной юстиции, – против особого подхода к судопроизводству в отношении детей вообще.

Однако, поставив во главу угла благополучие и интересы ребёнка, ювенальная юстиция породила целый комплекс не судебных, даже не юридических органов, которые призваны её обслуживать (в частности, органы опеки и попечительства для обеспечения интересов ребёнка в семье). Эти органы, изначально имевшие вспомогательные функции, постепенно стали доминирующими, что позволяет говорить о ювенальной юстиции также и в широком смысле. В широком смысле под ювенальной юстицией (в этом значении её иногда называют «ювенальной системой» или «ювенальным правом».) понимается сложившаяся на Западе совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения с участием несовершеннолетних и направленных на обеспечение их прав и интересов. В широком смысле слова тема ювенальной юстиции затрагивает государственную молодежную и демографическую политику, политику в отношении семьи и т. д. В частности, в России противники внедрения ювенальной юстиции обеспокоены тем, что детей можно будет бесконтрольно изымать из семей, как это происходит на Западе, что чревато разрушением самого института семьи.

Это важно:

Национальная комиссия по детям в США пришла к выводу, что дети часто изымаются из семей «преждевременно или без необходимости», поскольку механизм федерального финансирования даёт штатам «серьезный финансовый мотив» именно отбирать детей, а не оказывать семьям помощь, позволяющую им продолжать жить вместе. Изучение ситуации с изъятиями детей привело ученых, правительственные комиссии и юристов к одному и тому же выводу – 30% детей, изъятых из семей, были отобраны без всяких реальных оснований и не должны были подвергаться изъятию. Общее заключение таково: «Эти дети были изъяты из семьи не ради их безопасности, а ради безопасности соцработников». В 85% случаев, объявленных «пренебрежением нуждами ребёнка», в действительности речь шла о бедности. Таково мнение Тревора Гранта, бывшего главы детского отдела социальных служб Нью-Йорка. Он поясняет: «Семьи разрушаются по совершенно ничтожным причинам. Если сломана мебель или в доме грязно, сотрудники социальных служб забирают ребёнка. Если есть хоть малейшее сомнение, для соцработника безопаснее всего забрать ребёнка, указав в качестве причины пренебрежение его нуждами, поскольку это никогда не приходится доказывать в суде».

Понимание ювенальной юстиции в узком смысле свойственно для профессиональных юристов. Но чаще её понимают в широком смысле. И именно здесь возникают основные тревоги. Здесь речь идёт не только о физическом здоровье, но и ментальном, не только о жизнях, но и о душах наших детей.

Так что же такое ювенальная юстиция в современной России? Жизненно необходимый элемент национальной правовой системы или навязанная извне лукавая разрушительная парадигма, внедрению которой в России следует всячески противиться?

Во-первых, речь о ювенальной юстиции зашла, поскольку существует некое проблемное поле – поле государственного управления и общественной активности, именуемое «национальной системой защиты прав и интересов несовершеннолетних». Правовые нормы – это своего рода «одеяло», которое накрывает проблемное поле, однако его явно не хватает на все проблемные зоны. Казалось бы, почему не расширить это «одеяло» на все имеющиеся спорные области?

Но не все так просто. Сегодня стало очевидным, что со страной ведется информационная война (и извне, и изнутри) с помощью несиловых средств и манипуляций. Она поражает гуманитарные институты: культуру, ценности, семью, детство. Именно это источник тех тревог, которые все чаще звучат, и звучат обосновано. Ювенальная юстиция в этом смысле особенно опасна.

Воспроизводство российских традиций, ценностей нашей цивилизации происходит, передаваясь от поколения к поколению, именно в семье. И это не ценности индивидуализма и потребительства, конкуренции и войны «всех против всех», когда «разрешено все, что не запрещено». Это ценности общинности и духовности, взаимопомощи и сострадания. Сейчас России навязана жизнь без государственной, общенациональной идеологии – жизнь без смыслов, без ценностей. Поэтому пустующее место занимают чужие ценности. Но чуждые ценности ещё не повсюду правят бал в России, хотя и господствуют во многих сферах. Семья пока ограждена от них, пока ещё большинству из нас чужды брачные контракты и судебные тяжбы между родителями и детьми. Надолго ли?

Это интересно:

В 2007 г. Конституционный суд г. Карлсруэ (Германия) утвердил решение суда низшей инстанции, согласно которому родители были лишены родительских прав за то, что отказывались пускать детей в школу, где им преподавали сексуальное воспитание. По мнению родителей, христиан-евангелистов Уве и Ханнелоры Ромайке, немецкие школы прививают детям ценности и представления, несовместимые с христианством, в частности о естественности гомосексуализма и добрачных сексуальных связей. Это побудило родителей перевести своих пятерых детей на домашнее обучение. Однако согласно немецким законам родители не могут самостоятельно определять, в соответствии с какими ценностями воспитывать своих детей, поэтому Ромайке были лишены родительских прав и вынуждены были бежать из Германии. В России «сексуальное просвещение» школьников является предметом ожесточенных дискуссий и мировоззренческого противостояния защитников традиционных нравственных ценностей и поборников развращения несовершеннолетних. Однако с 1996 г., когда Россия получила от Фонда народонаселения ООН деньги на внедрение этого курса, в российских школах вместо нравственного воспитания преподают половое.

Бесспорно, нужно совершенствовать наши институты, анализировать положительный мировой опыт, адаптировать его под нашу почву. Но очевидно, что если это делать непродуманно, грантами заглушая свою совесть, то возникают своего рода «ядовитые стрелы», которые на самом деле поражают российскую действительность (например, однополое сожительство).

Это интересно:

В западных странах одним из самых дискутируемых вопросов последнего времени был вопрос о возможности усыновления изъятых из родных семей детей парами гомосексуалистов и лесбиянок, и во многих странах это стало реальностью, несмотря на сопротивление большей части общества. Поместить отобранного у родителей ребёнка в семью гомосексуалистов могут в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Исландии, Голландии, Норвегии, Швеции, в некоторых штатах США. В России этот вопрос, к счастью, пока не стоит на повестке дня. В 2010 г. в США была предпринята попытка убрать из анкеты на получение американского паспорта слова «мать» и «отец», заменив их на «родитель № 1» и «родитель № 2», чтобы не «травмировать» чувства однополых «брачных» союзов. Только мощный социальный протест не допустил признания неполиткорректными священных для любого ребёнка слов. В качестве компромисса остановились на формулировке «мать/отец/родитель».

По благой сути ювенальная юстиция – это ответ, вырабатываемый на Западе на вызов о защите прав ребёнка. Россия исторически давала собственный ответ на все ключевые проблемы жизнеустройства в этой сфере. Российский тип внутрисемейных отношений уникален. Практика же показывает, что переносить западный опыт на российскую почву, замещая собственный, разрушительно и опасно. Поэтому внедрение ювенальной юстиции западного образца само по себе может вызвать негативные последствия в России, даже если бы она была идеальной системой. Очевидно, что в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних и защиты их прав нет никакого смысла ломать свою систему и заимствовать чужую. Если уж и заимствовать что-то, то лишь для того, чтобы усовершенствовать собственную социальную систему.

Это интересно:

На Западе проблему ответственности несовершеннолетних исследовали ещё во времена Римской империи. В Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним. В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н. э.) в книге четвертой содержится титул IV «О лицах, не достигших 25 лет», где указывается на необходимость оказания помощи молодым людям и проявления особого отношения к ним. После распада Римской империи, в период средневековья в Европе отсутствовало какое-либо специальное отношение к детям: их судили и наказывали по общим правилам. Вплоть до начала XVIII в. ребёнок считался «взрослым человеком в миниатюре». А вот в России уже с середины ХVII в. появляются попытки формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Впервые различие наказания для малолетних и взрослых преступников было зафиксировано в 1669 г. в качестве дополнения к Соборному уложению 1649 г. Норма гласила: «…аще отрок седьми лет убиет, то неповинен есть смерти».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: