Учебные функции географических карт

Работа с географическими картами заменяет учащимся непосредственное изучение стран и других территорий на поверхности Земли, помогает им воссоздать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами. При этом у школьников развивается их пространственное, географическое мышление. Работа школьников с учебными картами готовит их к использованию картографического метода изучения явлений и после окончания средней школы. Анализируя содержание карт и сопоставляя их, учащиеся используют и развивают приемы логического речевого и пространственного образного мышления: они устанавливают связи между явлениями, осуществляют сравнения, выявляют причинно-следственные связи, подводят единые понятия под общие, проводят обобщение и т.п. Большинство самостоятельных работ учащихся в школе, в том числе и творческих, опирается на карты. Географические карты помогают осуществлять связь обучения с жизнью, например, в форме составления краеведческих карт, ведения «дежурной карты» своей республики или мира.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. Раскрывая учебные функции географических карт, необходимо отметить черты сходства между географическими картами и географическими теориями. Очевидно, карты и теории помогают нам ориентироваться в окружающем мире, представляя собой избирательный способ отображения разнообразной и сложной действительности. Без этого можно было бы совершенно заблудиться в обилии деталей. Помимо этого, у карт и теорий есть следующие четыре аналогичные функции:

во-первых, те и другие выполняют задачу хранения информации;

во-вторых, описывают в самом общем виде внешнюю сторону реальной действительности;

в-третьих, показывают, с чем мы можем встретиться в том или ином районе, и тем самым помогают решать определенные прикладные задачи, например судовождения (с помощью карты) или прогноза (с помощью теории);

в-четвертых, они создают основу для выявления более сложных взаимосвязей.

Несомненно, можно изучать карту в поиске различных структур высшего порядка и обобщений или использовать ее так же как и теорию, в качестве опоры при исследовании каких-то сложно переплетенных явлений в определенном районе (93).

Классификация учебных карт по функции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: