Приоритетные направления совершенствования государственного финансового регулирования в России

Исходя из мирового опыта государственного финансового регулирования экономики, можно найти тысячи способов и приемов воздействия на те или иные секторы экономики. Для России на сегодняшний день, очень важно определить какие из этих приемов будут наиболее действенны.

В первую очередь изменения должны коснуться денежной политики государства в области регулирования количества наличных денег в обороте и в области банковской системы. Чрезмерно большое количество наличных денег в обороте ведет к увеличению рынка «черных денег», что отрицательно влияет на многие секторы экономики. Уменьшение наличных денег в обороте возможно в том случае, когда субъектам рынка (в основном физическим лицам) будет невыгодно держать свои сбережения «в чулках». Это зависит в первую очередь от банковской системы государства. Для привлечения свободных средств граждан в депозиты необходимо создать такой благоприятных климат, при котором каждый вкладчик мог увидеть преимущества банковских вкладов.

Анализ мирового опыта становления налоговой системы государства подсказывает, что в период становления российской системы налогообложения было сделано множество ошибок, главной из которых является необоснованно тяжелое налоговое бремя. Именно из-за тяжелого налогового бремени организации и физические лица, в своем большинстве уклонялись от уплаты налогов, разными правдами и неправдами стремились занизить свои доходы и прибыли, уменьшить налогооблагаемую базу. Таким образом, складывался замкнутый круг, государство, не получая большую долю налогов вынуждено для пополнения бюджета вводить все новые и новые налоги, а граждане и юридические лица вынуждены все больше и больше скрываться от налогов и не платить. Разорвать этот замкнутый круг может только хорошо продуманная налоговая политика. Существуют мнения экономистов, которые предлагают увеличить налоговые сборы по методу Лаффера. На его кривой (рис.1), можно проследить следующую закономерность: государство, для увеличения налоговых сборов, может увеличивать ставки налогов только до определенного момента, после критической точки А, налоговые сборы будут только уменьшаться.

Однако, если государство в определенный период времени, сможет уменьшить расходы бюджета и снизить налоговое бремя (из точки Б до точки В), то налогоплательщики, вкладывая освободившиеся средства в развитие производства, смогут увеличить свои запасы и расширить производство, и, таким образом, вывести кривую на новый, более доходный уровень (из 1 в 2). Затем государство возвращает прежние налоговые ставки и величина налоговых сборов возрастает (точка Б1).

Кроме налоговой и денежной политики, изменения необходимо внести и в бюджетную политику государства. В частности, в вопрос перераспределения бюджетных средств в разрезе «центр – регионы». Здесь проблема заключается, как мне кажется, в оседании бюджетных средств в федеральном центре, регионы не получают необходимых средств ни на развитие экономики, ни на культурно-социальные программы. Не секрет, что в странах с рыночной экономикой, доходы государственного бюджета состоят, в основном, из налоговых доходов. В России на долю налоговых доходов приходится примерно 90% всех доходов бюджета. И в то же время лишь 40% отчислений от федеральных налогов зачисляются в бюджеты Субъектов Федерации, тогда как 60% остаются в федеральном центре. Такое распределение средств ведет к аккумулированию денежных средств в центре и, как следствие, в нехватке средств в регионах. Изменение сложившейся ситуации, должно обеспечить регионы дополнительными средствами, которые необходимо вкладывать в развитие экономики Субъектов Федерации, наращивании промышленных мощностей, развитию социальной инфраструктуры. Следствием из этого станет экономический рост, привлекательный инвестиционный климат, стабильность и процветание государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: