Финансовое регулирование социальных процессов в обществе

Уровень жизни населения определяется прямым и косвенным финансовым регулированием его денежных доходов, которые выражаются совокупной величиной: оплатой труда, средней величиной предпринимательской прибыли, размерами пенсий, пособий, стипендий, компенсаций, других соц. трансфертов. Одновременно регулирование связано с предоставлением налоговых льгот субъектам хозяйствования, государственных и муниципальных заказов, снижением ставок налогов в общем по отраслям экономики национального хозяйства или отдельных их секторов. Поэтому реальные доходы населения образуются в результате многократного финансового распределения стоимости валового общественного продукта. Инструментом такого регулирования являются налоги, которые призваны обеспечить оптимальную долю оплаты труда в общем объеме создаваемого общественного продукта. Суть этого метода состоит в том, что затраты, связанные с формированием оплаты труда, в полном объеме включаются в себестоимость продукции. Кроме налогов, в повышении благосостояния граждан принимают участие общественные фонды потребления. Они являются финансовой базой реализации государственных прав и гарантий граждан в социальной сфере. Этот механизм позволяет воздействовать на структуру потребительских расходов с целью выравнивания социально-экономических диспропорций в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.

В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - важное направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Мероприятия государства, по распределению и использованию финансовых ресурсов на основе финансового законодательства страны, называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.

Для эффективного и оптимального государственного финансового регулирования необходимо, чтобы выполнялось сформулированное голландским экономистом Яном Тинбергеном неравенство:

S >= k,

где k – цели, а S – инструменты государственного регулирования (прежде всего налоговая и кредитно-денежная политика).

Его экономический смысл заключается в том, что государство не должно брать на себя невыполнимых обязательств, а потому количество целей никогда не должно превосходить запас имеющихся в его распоряжении инструментов государственного регулирования.

Кроме экономических и административных методов государственного регулирования экономики, необходимо выделить прямые и косвенные.

Методы прямого вмешательства в экономику посредством законодательства, социального обеспечения и т.д., нас не интересует, так как не являются финансовыми методами. Другое дело обстоит с косвенными методами.

В состав косвенных методов финансового регулирования входит множество разнообразных рычагов и инструментов воздействия на экономику, однако большинство ученых склоняется к основным четырем:

- налоговая политика;

- денежная политика;

- государственные инвестиции,

- и бюджетная политика.

Цель – обеспечение устойчивой экономической системы государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: