Самой распространенной и наиболее часто встречающейся формой патологии в сфере эмоций является болезненное понижение фона настроения – депрессия.
Снижение настроения обычно сочетается с переживаниями тоски, безрадостности существования, обреченности и безысходности, с невозможностью (недоступностью) переживаний приятного, удовольствия, блаженства и т.п.
Меланхолия - мрачное тоскливое настроение, когда все представляется в мрачном свете и сопровождается стремлением к уединению
Апатия - безразличие к окружающему миру, собственной личности, настоящему и будущему, к своей судьбе и судьбе близких. Для апатии характерно также отсутствие эмоционального отклика, резонанса, переживаниям окружающих, обеднение или исчезновение прежних интересов, потребностей, влечений, стремлений.
Эмоциональная дефицитарность - снижение в различной степени уровня эмоционального реагирования и формирование своеобразной эмоциональной монотонности.
Эмоциональная (чувственная) тупость - выраженное снижение способности к эмоциональному реагированию.
Проявляется в комплексе со снижением интересов, потребностей и влечений. Характеризуется стойкостью, необратимостью, неэффективностью к применению растормаживающих средств. Нередко сочетается с бездеятельностью.
Чувственная тупость является вариантом эмоциональной дефицитарности[15, 19, 20]
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение.
Список литературы:
1. Лифень Лю. Роль эмоций в процессе обучения.- Высшее образование сегодня, № 12 2006г., ISSN 1726-667X.
2. Куликов Л.В. Психические состояния, СПб.: Питер, 2001. – 512с., ISBN: 5-272-00061-7
3. Холмогорова А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье.- Вопросы психологии, № 2 1999 г., ISSN: 0042-8841.
4. Касумов Т.К. Агрессия как интегральное явление.- СОТИС №4 2007г.
5. Яковлев С. Эмоции, неврозы, депрессии.- Спортивная жизнь России, № 12 2002 г., ISSN 0131-9612.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007 г. – 713 с., ISBN:5-314-00016-4.
7. Положительные эмоции заразнее отрицательных.- Вопросы социального обеспечения, № 17 2007г., ISSN 0132-1609.
8. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб., 1999.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
10. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций., М.: Изд-во МГУ, 1984 г. – 288 с.
11. Е.И. Рогов. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г. стр. 70- 74
12. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского – Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г.
13. Б.И. Додонов Эмоции как ценность –М.: Политиздат. 1977 г.
14. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.
15. Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
16. Петровский А.В. Общая психология – М., 1976;
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Издание третье, переработанное и дополненное – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
18. Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс – СПб: Питер, 2008;
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»);
20. Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л. и др.; Клиническая психиатрия Под ред. проф. Бачерикова Н.Е. — К.: Здоровья, 1989. — 512 с.;
21. Психология/ Под ред. А.А. Крылова.- М.: ПРОСПЕКТ,2001
22. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологической активности. – М.: Политиздат, 1991
23. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.