Методика изучения мотивации учения подростков

Творческая работа

По теме «Знания – дети удивления и любопытства

(к вопросу о мотивации учения школьников)»

Ковдор, 2004

© svetlana.pro

Приложение 9

Методика изучения мотивации учения подростков (приложение 9)

По М. Лукьяновой

АНКЕТА

7-й класс

Дата_________________ Ф.И._________________________________________________ Класс___________

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему.

Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I 1. Обучение в школе и знания нужны мне для... А) хороших оценок Б) продолжения образования, поступления в институт В) поступления на работу Г) чтобы получить хорошую профессию Д) чтобы быть образованным и интересным человеком Е) солидности 2. Я бы не учился, если бы... А) не было школы Б) не было учебников В) не родителей Г) не хотелось учиться Д) не было интересно Е) не мысли о будущем Ж) не школа и долг перед Родиной З) не хотел поступать в вуз и иметь хорошее образование 3. Мне нравится, когда меня хвалят за... А) хорошие отметки Б) усилия, трудолюбие В) мои способности Г) хорошую работу Д) выполнение домашнего задания Е) мои личные качества II 4. Мне кажется, что цель моей жизни... А) получить высшее образование Б) я пока не знаю В) стать отличником Г) состоит в учебе Д) получить хорошую профессию Е) принести добро своей Родине 5. Моя цель на уроке... А) слушать и запоминать все, что сказал учитель Б) усвоить материал, понять тему В) получить новые знания Г) сидеть тихо как мышка Д) внимательно слушать Е) получить пятерку 6. Когда я планирую свою работу, то... А) смотрю классную работу и вспоминаю урок Б) думаю В) анализирую задание, стараюсь понять суть Г) составляю план своей работы Д) внимательно читаю задание Е) стараюсь сделать сразу все Ж) открываю «готовые домашние задания» З) сначала отдыхаю
III 7. Самое интересное на уроке... А) разные игры по теме... Б) объяснение учителя В) новая тема Г) устные задания Д) побольше читать Е) общаться с друзьями Ж) стоять у доски, т.е. отвечать 8. Я изучаю материал добросовестно, если... А) он мне нравится Б) он легкий В) он мне интересен Г) я его хорошо понимаю Д) меня не заставляют Е) не дают списать Ж) надо исправить двойку 9. Мне нравится делать уроки, когда... А) они легкие и их мало Б) остается время погулять В) они интересные Г) есть настроение Д) есть «готовые домашние задания» Е) всегда, т.к. это необходимо для глубоких знаний IV 10. Учиться лучше меня побуждает... А) мысли о будущем Б) родители и (или) учителя В) покупка желаемой вещи Г) низкие оценки Д) желание знаний Е) высокие оценки 11. Я более активно работаю на уроках, если... А) ожидаю похвалы Б) мне интересна выполняемая работа В) мне нужна отметка Г) хочу больше узнать Д) хочу, чтобы меня заметили Е) изучаемый материал мне нужен 12. «Хорошие» оценки – это результат... А) хороших знаний Б) везения В) добросовестного выполнения домашних заданий Г) помощи друзей Д) упорной работы Е) помощи родителей
V 13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от... А) настроения Б) трудности заданий В) моих способностей Г) приложенных усилий Д) везения Е) внимания к объяснению учителя 14. Я буду активным на уроке, если... А) хорошо знаю тему и понимаю материал Б) смогу справиться В) почти всегда Г) не будут ругать за ошибку Д) уверен, что отвечу хорошо Е) довольно часто 15. Если какой-нибудь учебный материал мне не понятен (труден для меня) то я... А) делаю Б) прибегаю к помощи других В) мирюсь с ситуацией Г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало Д) надеюсь, что пойму потом Е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке VI 16. Ошибившись в выполнении задания, я... А) делаю его снова Б) теряюсь В) нервничаю Г) исправляю ошибку Д) обращаюсь к учебнику Е) прошу помощи 17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я... А) анализирую его снова Б) огорчаюсь В) спрашиваю у учителя или родителей Г) откладываю его Д) обращаюсь к учебнику Е) не делаю его, потом списываю 18. Мне не нравится выполнять задания, если они... А) сложные и большие Б) с легким решением В) письменные домашние Г) не требуют усилий Д) только теоретические или только практические Е) неинтересные, которые можно выполнить по «шаблону»

АНКЕТА

9-й класс

Дата_________________ Ф.И._________________________________________________ Класс___________

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему.

Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I 1. Обучение в школе и знания необходимы мне для... А) получения образования Б) поступления в вуз В) будущей профессии Г) ориентировки в жизни Д) того, чтобы устроиться на работу 2. Я бы не учился, если бы не... А) было школы Б) жил в России В) родители Г) получал знания Д) жил 3. Мне нравится, когда меня хвалят за... А) хорошие отметки Б) успехи в учебе В) приложенные усилия Г) мои способности Д) выполнение домашнего задания Е) мои личные качества II 4. Мне кажется, что цель моей жизни... А) работать, жить и наслаждаться жизнью Б) хорошо знать школу В) доставлять пользу людям Г) учение 5. Моя цель на уроке... А) усвоить что-то новое Б) пообщаться с друзьями В) слушать и понимать учителя Г) получить хорошую оценку Д) никому не мешать, сидеть тихо 6. При планировании своей работы, я... А) обдумываю ее Б) повторяю, что проходили на уроке В) внимательно читаю задание Г) стараюсь делать все сразу Д) открываю «готовые домашние задания» Е) сначала отдыхаю
III 7. Самое интересное на уроке... А) общение с друзьями Б) общение с учителем В) новая тема, отработка материала Г) объяснение учителя Д) получать хорошие отметки Е) отвечать устно 8. Я изучаю материал добросовестно, если... А) он для меня интересен Б) у меня хорошее настроение В) меня заставляют Г) не дают списать Д) надо исправить отметку Е) стараюсь всегда 9. Мне нравится делать уроки, когда... А) тихо и ничто меня не отвлекает Б) задают мало В) остается много свободного времени, чтобы погулять Г) я понимаю тему Д) есть «готовые домашние задания» Е) всегда, т.к. это необходимо для глубоких знаний IV 10. Учиться лучше меня побуждает... А) деньги, которые я заработаю в будущем Б) родители и (или) другие учителя В) чувство долга Г) низкие отметки Д) желание знаний Е) общение 11. Я более активно работаю на уроках, если... А) ожидаю одобрения окружающих Б) мне интересна выполняемая работа В) мне нужна отметка Г) хочу больше узнать Д) хочу, чтоб меня заметили Е) изучаемый материал мне нужен 12. «Хорошие» отметки – это результат... А) моей упорной работы Б) «подлизывания» к учителям В) подготовленности и понимания на уроках Г) везения Д) получения хороших знаний Е) помощи родителей или учителей
V 13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от... А) настроения Б) понимания знаний В) моих способностей Г) приложенных усилий и старания Д) везения Е) внимания к объяснению учителя 14. Я буду активным на уроке, если... А) хорошо знаю тему и понимаю материал Б) смогу справиться В) почти всегда Г) не будут ругать за ошибку Д) уверен, что отвечу хорошо Е) довольно часто 15. Если какой-нибудь учебный материал мне не понятен (труден для меня), то... А) ничего не предпринимаю Б) прибегаю к помощи других В) мирюсь с ситуацией Г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало Д) надеюсь, что пойму потом Е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке VI 16. Ошибившись в выполнении задания, я... А) делаю его снова, исправляя ошибки Б) теряюсь В) прошу помощи Г) приношу извинения Д) продолжаю думать над заданием Е) бросаю это задание 17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я... А) обращаюсь за помощью Б) не выполняю его В) думаю и рассуждаю Г) не выполняю его, потом списываю Д) обращаюсь к учебнику Е) огорчаюсь и откладываю его 18. Мне не нравится выполнять задания, если они требуют... А) большого умственного напряжения Б) слишком легкие, не требуют усилий В) письменные домашние Г) не требуют сообразительности Д) сложные и большие Е) неинтересные, не требуют логического мышления

АНКЕТА

11-й класс

Дата_________________ Ф.И._________________________________________________ Класс___________

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему.

Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I 1. Обучение в школе и знания необходимы мне для... А) дальнейшей жизни Б) поступления в вуз, дальнейшего образования В) моего общего развития, совершенствования Г) будущей профессии Д) ориентировки в обществе (вообще в жизни) Е) создания карьеры Ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу 2. Я бы не учился, если бы не... А) было школы Б) не было необходимости в этом В) не поступление в вуз и будущая жизнь Г) чувствовал, что это надо Д) думал о том, что будет дальше 3. Мне нравится, когда меня хвалят за... А) знания Б) успехи в учебе В) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу Г) способности и ум Д) трудолюбие и работоспособность Е) хорошие отметки II 4. Мне кажется, что цель моей жизни... А) получить образование Б) создать семью В) сделать карьеру Г) в развитии и совершенствовании Д) быть счастливым Е) быть полезным Ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества З) пока не определена 5. Моя цель на уроке... А) получение информации Б) получение знаний В) попытаться понять и усвоить как можно больше Г) выбрать для себя необходимое Д) внимательно слушать учителя Е) получить хорошую отметку Ж) пообщаться с друзьями 6. При планировании своей работы, я... А) обдумываю ее, вникаю в условия Б) сначала отдыхаю В) стараюсь делать все прилежно Г)выполняю самое сложное сначала Д) стараюсь сделать ее побыстрей
III 7. Самое интересное на уроке... А) обсуждение интересного мне вопроса Б) малоизвестные факты В) практика, выполнение заданий Г) интересно сообщение учителя Д) диалог, обсуждение, дискуссия Е) получить отметку «5» Ж) общение с друзьями 8. Я изучаю материал добросовестно, если... А) он мне очень интересен Б) он мне нужен В) мне нужна хорошая отметка Г) стараюсь всегда Д) меня заставляют Е) у меня хорошее настроение 9. Мне нравится делать уроки, когда... А) их мало и они не трудные Б) когда я знаю, как их делать и у меня все получается В) они мне потребуются Г) они требуют усердия Д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий Е) у меня есть настроение Ж) материал или задание интересны З) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний IV 10. Учиться лучше меня побуждает... А) мысль о будущем Б) конкуренция и мысли об аттестате В) совесть, чувство долга Г) стремление получить высшее образование в престижном вузе Д) ответственность Е) родители (друзья) или учителя 11. Я более активно работаю на уроках, если... А) ожидаю одобрения окружающих Б) мне интересна выполняемая работа В) мне нужна отметка Г) хочу больше узнать Д) хочу, чтоб меня заметили Е) изучаемый материал мне нужен 12. «Хорошие» отметки – это результат... А) моего напряженного труда Б) труда учителя В) подготовленности и понимания темы Г) везения Д) добросовестного отношения к учебе Е) таланта или способностей
V 13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от... А) настроения и самочувствия Б) понимания материала В) везения Г) подготовки, прилагаемых усилий Д) заинтересованности в хороших отметках Е) внимания к объяснению учителя 14. Я буду активным на уроке, если... А) хорошо знаю тему и понимаю материал Б) смогу справиться В) почти всегда Г) не будут ругать за ошибку Д) твердо уверен в своих успехах Е) довольно часто 15. Если какой-нибудь учебный материал мне не понятен (труден для меня), то... А) ничего не предпринимаю Б) прибегаю к помощи других В) мирюсь с ситуацией Г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало Д) надеюсь, что пойму потом Е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке VI 16. Ошибившись в выполнении задания, я... А) делаю его снова, исправляя ошибки Б) теряюсь В) прошу помощи Г) приношу извинения Д) продолжаю думать над заданием Е) бросаю это задание 17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я... А) обращаюсь за помощью Б) бросаю его В) думаю и рассуждаю Г) не выполняю его, потом списываю Д) обращаюсь к учебнику Е) огорчаюсь и откладываю его 18. Мне не нравится выполнять задания, если они требуют... А) большого умственного напряжения Б) слишком легкие, не требуют усилий В) зубрежки и выполнения по «шаблону» Г) не требуют сообразительности (смекалки) Д) сложные и большие Е) неинтересные, не требуют логического мышления

Процедура обработки результатов анкетирования одинакова для каждого из возрастов, поэтому привожу единое для всех методик описание обработки результатов. Различны только ключи и оценочные таблицы.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Вопросы 1, 2, 3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4, 5, 6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

3-й содержательный блок анкеты (7-й, 8-й, 9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответе. А именно:

  • внешний мотив – 0 баллов;
  • игровой мотив – 1 балл;
  • получение отметки – 2 балла;
  • позиционный мотив – 3 балла;
  • социальный мотив – 4 балла;
  • учебный мотив – 5 баллов.

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 7-го класса

Варианты ответов Номера предложений и баллы, им соответствующие                
                   
а)                  
б)                  
в)                  
г)                  
д)                  
е)                  
ж)        
з)    
  I     II     III    
  Показатели мотивации                

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 9-го класса

Варианты ответов Номера предложений и баллы, им соответствующие                
                   
а)                  
б)                  
в)                  
г)                  
д)                
е)        
  I     II     III    
  Показатели мотивации                

Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 11-го класса

Варианты ответов Номера предложений и баллы, им соответствующие                
                   
а)                  
б)                  
в)                  
г)                  
д)                  
е)              
ж)          
з)    
  I     II     III    
  Показатели мотивации                

Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагалось выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются.

I, II, III – показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый ее уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников:

I - очень высокий уровень мотивации;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV - сниженный уровень мотивации учения;

V - низкий уровень мотивации учения.

Уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспекте формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.

Оценочная таблица к анкете для учащихся 7-го класса

Уровень мотивации Показатели мотивации     Сумма баллов итогового уровня мотивации
  I II III  
I 27-29 25-29 20-23 70-81
II 24-26 20-24 16-19 58-69
III 18-23 13-19 10-15 39-57
IV 10-17 6-12 4-9 18-38
V до 9 до 5 до 3 до 17

Оценочная таблица к анкете для учащихся 9-го класса

Уровень мотивации Показатели мотивации     Сумма баллов итогового уровня мотивации
  I II III  
I 26-28 24-27 22-25 70-80
II 22-25 20-23 17-21 57-69
III 18-21 15-19 13-16 44-56
IV 15-17 9-14 7-12 29-43
V до 14 до 8 до 6 до 28

Оценочная таблица к анкете для учащихся 11-го класса

Уровень мотивации Показатели мотивации     Сумма баллов итогового уровня мотивации
  I II III  
I 26-29 24-28 24-28 72-85
II 21-25 18-23 18-23 55-71
III 18-20 12-17 14-17 42-54
IV 15-17 8-11 9-13 30-41
V до 14 до 7 до 8 до 17

Поскольку III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферу, то в поэлементном анализе, оценив характер выбранных мотивов, мы получим возможность увидеть, какие мотивы характерны для ребят. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех видов мотивов по всей выборке школьников. После этого определите процентное соотношение между видами мотивов и сделайте вывод о преобладающих.

Условные обозначения видов мотивов: у – учебный мотив; с – социальный мотив; п – позиционный мотив; о – оценочный мотив; и – игровой мотив; в – внешний мотив.

IV содержательный блок анкеты (вопросы 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации учения.

Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учебе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (№ 16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV, V, VI), оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; –5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в –5 баллов.

Таблицы для выявления ведущих мотивов

У учащихся 7-х классов

варианты ответов номера предложений номера предложений номера предложений
       
а) и п п
б) с и и
в) п п п
г) п п п
д) у в в
е) и в у
ж) п о
з)
  условные обозначения мотивов условные обозначения мотивов условные обозначения мотивов

У учащихся 9-х классов

варианты ответов номера предложений номера предложений номера предложений
       
а) и п о
б) п и п
в) у в и
г) с в п
д) о о в
е) п у у
  условные обозначения мотивов условные обозначения мотивов условные обозначения мотивов

У учащихся 11-х классов

варианты ответов номера предложений номера предложений номера предложений
       
а) п п в
б) п п п
в) у о п
г) в у у
д) у в п
е) о и и
ж) и п
з) у
  условные обозначения мотивов условные обозначения мотивов условные обозначения мотивов

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в IV, V, VI показателях мотивации.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение (вопрос) будут такими: +10; 0; –10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом содержательном блоке - IV, V, VI) возможные суммы баллов будут такими: +30; +20; +10; 0; –10; –20; –30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:

Ключ для IV, V, VI показателей мотивации к анкете для учащихся 7-го класса

Варианты ответов Номера предложений                
                   
а) +5 -5 +5 -5 +5 -5 +5 +5 -5
б) -5 +5 -5 +5 -5 +5 -5 -5 +5
в) -5 -5 +5 -5 +5 -5 -5 +5 -5
г) -5 +5 -5 +5 -5 +5 +5 -5 +5
д) +5 -5 +5 -5 -5 -5 -5 +5 -5
е) +5 +5 -5 -5   +5 +5 -5 +5
  IV     V     VI    
  Показатели мотивации                

Ключ для IV, V, VI показателей мотивации к анкете для учащихся 9-го и 11-го классов

Варианты ответов Номера предложений                
                   
а) +5 -5 +5 -5 +5 -5 +5 +5 -5
б) -5 +5 -5 +5 -5 +5 -5 -5 +5
в) +5 -5 +5 -5 +5 -5 +5 +5 -5
г) -5 +5 -5 +5 -5 +5 -5 -5 +5
д) +5 -5 +5 -5 -5 -5 +5 +5 -5
е) -5 +5 -5 +5 +5 +5 -5 -5 +5
  IV     V     VI    
  Показатели мотивации                

+30; +20 баллов, то можно говорить о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (IV показатель), о стремлении к успеху в учебной деятельности (V показатель) и реализации учебных мотивов в поведении (VI показатель);

+10; 0; –10 баллов – внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности, учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

–20; –30 баллов – преобладают внешние мотивы над внутренними, избегание неудач в учебных действиях над стремлением к достижению успехов, отсутствие активности в поведении.

Методика изучения мотивации учения подростков взята из [7].

© svetlana.pro


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: