Мотивационно-ценностный компонент физической культуры личности

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Методические знания обеспечивают возможность использовать теоретические знания на практике.

Практические знания применяются для эффективного выполнения физического упражнения.

Знания необходимы для самопознания личности и своей самооценки – а это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

В процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Мотивация студентов формируется ещё в школе на основе естественной потребности ребёнка в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. Мотивацию определяют не только мотивы занятий физическими упражнениями (учебно-познавательные, результативные, процессуальные, отметочные, благополучия, долженствования, социально значимые мотивы и мотивы избегания неприятностей), но и цели, эмоции, смысл занятий физическими упражнениями (общественный и личностный), а также другие интересы, выступающие в роли мотивов занятий физической культурой. Интерес при своём развитии превращается в новую, вторичную, духовную потребность - в физическом совершенствовании, на основе которой возникают новые мотивы и интересы.

Главное для педагога - формирование и развитие у школьников и студентов интереса к занятиям физической культурой. А превращение его в потребность в физическом совершенствовании - явление, которое в реальных условиях деятельности педагога определить нельзя. Интерес же к занятиям физической культурой определяется степенью сознательного проявления двигательной активности учащихся.

Однако вопрос о соотношении (взаимосвязи) интереса и активности школьников и студентов не столь простой, как это может показаться на первый взгляд. Кроме того, он соприкасается с формированием привычки и отношения к занятиям физической культурой. Что же здесь первично и что вторично? Какова иерархия этих образований?

Вначале поясним, что же такое активность? Глубокий анализ понятия "активность" в литературе есть. Активность рассматривается как проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим явлениям, предметам и к самому себе. Без этого признака можно говорить лишь о моторности, что отнюдь не тождественно понятию активности. Например, студент может выполнять упражнения под команду педагога или по его распоряжению, не проявляя при этом собственной активности.

Активность следует отличать от самостоятельности. "Активность" - понятие более широкое, чем "самостоятельность". Она является следствием совершенствования средств, методов обучения и воспитания и их организационных форм.

Некоторые авторы в основу активности ставят положительные мотивы деятельности. Основой же мотивов, как отмечалось выше, является потребность. Таким образом, механизмом активности следует считать потребность, которая и обеспечивает побуждение к деятельности.

Многими исследователями подчеркивается также связь активности и интереса. Интерес представляется " … как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной". Такой же точки зрения придерживаются и другие авторы.

Интересы различают как эпизодические и постоянные. Эпизодические интересы возникают и сохраняются лишь в процессе конкретной деятельности, в конкретных условиях. После её прекращения они угасают. Постоянные интересы не зависят от конкретных условий. Они характеризуются тем, что побуждают к деятельности в интересующей человека области даже тогда, когда условия для этого неблагоприятные. Именно постоянные, устойчивые интересы играют основную роль в поддержании и развитии активности. Их называют ещё интересами действия, лежащими в основе активной, целеустремлённой деятельности, связанной с усилиями, с преодолением препятствий. Поэтому такие интересы являются важным условием в развитии таких определяющих качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие.

Интерес в значительной степени способствует формированию привычки. "Интерес начинается со случайного, элементарного. Потом он может перерасти в сознательный интерес, а на высшей ступени развития - в привычку".

Естественно, что для понимания и характеристики активности школьника и студента недостаточно только анализа объективной, внешней стороны процесса деятельности и её результата. Необходим анализ внутренних (субъективных) побудителей - источников активности.

Из приведённых выше данных следует, что внутренними побудителями активности являются первичные потребности (мотивы, интересы), вторичные (духовные) потребности и, наконец, привычки. Однако вторичные потребности и привычки, формирующиеся на основе интереса, нельзя выработать без активности самого воспитанника. Поэтому первоочередными источниками активности всё-таки следует считать мотивы и интересы, а также их глубинные основы: первичные потребности в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации.

Отношение к занятиям физической культурой также всегда связывается с интересом к ним. Однако в работах исследователей и ему (отношению) как личностному образованию также не определено ещё своё место в иерархии других образований.

Первоначально понятие "отношение" возникло в философии и ныне означает наиболее общие закономерности взаимосвязи вещей и явлений, обусловленные материальным единством мира. Поэтому философская трактовка отношения играет чрезвычайно важную методологическую роль в изучении проблемы отношений в любом аспекте и во всех науках.

В биологии понятие "отношение" выражает ту жизненно важную взаимосвязь, которая существует между организмом и средой, а также между отдельными его системами и звеньями как частями единого целого. В педагогике оно определяет связь естественной зависимости и субординации в системе "педагог-ученик", "личность -коллектив". В психологии этот термин трактуется как интегральное личностное свойство, оказывающее влияние на её поведение и деятельность.

Процесс формирования отношения как свойства личности весьма сложен, продолжителен и может проходить организованно или стихийно. В спортивной литературе затронуты лишь отдельные стороны проблемы отношений, однако достоверно установлены факты влияния потребностей, мотивов, целей, интересов, ценностных ориентаций и средств информации на отношение к физической культуре и спорту.

На основании изложенного можно представить иерархию основных личностных образований школьника и студента и место в ней потребностей, мотивов и интереса как психологических механизмов превращения общественных ценностей физической культуры в личные ценности учащихся.

Для педагогов и руководителей (организаторов) процесса воспитания физической культуры человека очень важно понимать всю сложность этой иерархии личностных образований. Внешняя мотивация (обязательность занятий, зачетов) и внутренняя мотивация (интерес) должны существовать в диалектическом единстве. Попытки подражания зарубежным странам в отмене обязательности занятий физической культурой в учебных планах вузов приведут к ещё более катастрофическим последствиям в состоянии здоровья будущих поколений. Ведь сейчас наша страна по продолжительности жизни населения, по разным данным, занимает 170-180-е место среди всех государств мира. А если учесть, что в большинстве школ и вузов нашей страны нет элементарных условий для нормальных занятий физкультурой, то можно легко представить картину и последствия "необязательности" таких занятий.

Как нами было сказано ранее, формирование физической культуры у школьников и студентов - это прежде всего формирование у них интереса к занятиям физической культурой.

Интерес же следует в развитии за состоянием мотивации, т.е., чтобы формировать интерес к личной физической культуре, необходимо знать и воспитывать мотивы занятий физической культурой. Теперь остаётся уточнить сущность мотивации человека и пути её формирования.

Отечественные учёные, рассматривая мотивацию как одно из стержневых образований личности, указывают вместе с тем на её сложное, качественно неоднородное строение. Их подходы могут служить общетеоретической основой для анализа и исследования мотивации занятий физической культурой.

Исходя из рекомендаций перечисленных выше авторов, мотивацию, как и другие высшие психические функции, следует рассматривать как социально обусловленное образование. Она складывается и изменяется в процессе жизнедеятельности школьника и студента, и прежде всего их учебной деятельности. В деятельности рождаются новые мотивы, интересы и потребности, оказывающие обратное влияние на деятельность. Мотивационно-потребностная сфера не может быть сведена ни к одному из видов побуждений, входящих в неё (мотивам, целям, интересам, эмоциям и др.). Потребности, смысл занятий физическими упражнениями и спортом, мотивы, цели, эмоции, интересы постоянно изменяются и вступают в новые отношения друг с другом. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

На формирование мотивации занятий физической культурой и спортом влияет совокупность внешних и внутренних условий.

Становление мотивации зависит в целом от содержания, форм, методики занятий, а также от развертывания и усложнения связей молодёжи с окружающим миром и разными людьми. Формированию мотивации способствуют прежде всего каналы общественного воспитания, средства семейного воспитания.

В качестве внешних (по отношению к учащимся) могут быть выделены следующие условия: деятельность преподавателя физической культуры и тренера, содержание занятий, методы обучения и развития двигательных качеств, уровень педагогического мастерства преподавателя и тренера, материально-техническое оснащение физкультурно-спортивной базы учебного заведения, использование ТСО, психологический климат в группе, единство требований педагогического коллектива, а также школы, вуза и семьи. К внешним условиям относятся и те взаимодействия с окружающими людьми, в которые вступают школьники и студенты в процессе занятий физической культурой и спортом.

В качестве внутренних условий становления мотивации могут быть выделены те качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования, которые возникают у школьников и студентов при включении их в организуемые педагогом занятия физическими упражнениями. Сюда можно отнести: формы взаимодействия и общения с другим человеком (со взрослым, сверстниками); направленность личности школьника и студента (на потребление или создание, на индивидуальные или общественные цели, на разные стороны общественных и межличностных отношений) в процессе занятий физической культурой и спортом.

Каковы же пути формирования мотивации? Прежде всего может быть ее поэлементное и целостное формирование. В первом случае педагог избирает и последовательно актуализирует, упрочняет отдельные мотивы. В другом случае целенаправленное воздействие осуществляется на мотивацию воспитанника в целом.

Кроме того, формирование мотивации может осуществляться "сверху вниз" и "снизу вверх". Первый путь состоит в привитии воспитуемым идеалов, образцов

того, какими должны быть мотивы занятий физической культурой. На это должна быть направлена вся система нравственного воспитания в школе, вузе, семье. Школьники и студенты усваивают знаемые мотивы как эталоны, по которым они сверяют своё поведение, отождествляют свои мотивы с мотивами, предлагаемыми воспитателями, обществом. Недостаток этого пути в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.

При втором пути воспитанник включается в различные виды физкультурной деятельности и там приобретает практический опыт нравственного отношения к личной физической культуре. У школьника и студента складываются реально действующие мотивы. Однако педагог не всегда уверен, что сложатся именно необходимые побуждения. Наличие обоих путей воспитания должно дать правильное сочетание знаемых и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личности воспитанника, единство слова и дела. В школах и вузах должны применяться оба пути воздействия на мотивацию занятий физической культурой, причём формирование мотивации через деятельность предполагает использование не только учебной, но и внеклассной, внешкольной, внеаудиторной и внутрисемейной физкультурной деятельности.

Необходимо особо остановиться на возрастных особенностях мотивации.

Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, т.е. качественно новых особенностей, характеризующих её более высокий уровень. Мотивационная сфера младших школьников отличается одноуровневым строением и рядорасположенностью отдельных побуждений, ситуационностью и импульсивностью поведения. Для более старших школьников характерно наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту. Особенности мотивов и физкультурных интересов учащихся разных возрастов не являются "фатально неизбежными" для того или иного возраста. Поэтому те особенности развития мотивации, которые называются в литературе, должны рассматриваться как примерные. Они могут быть скорректированы, углублены и даже преобразованы в ходе использования современных методов обучения и воспитания.

В физкультурном воспитании важно сориентировать учащихся (с учётом их возрастных психофизиологических особенностей) на своевременный сдвиг мотивов с игровой, сюжетной, эмоциональной двигательной деятельности на учебную, результативную, а затем и на социально значимую физкультурную деятельность (с целью быть здоровым, физически, интеллектуально и духовно подготовленным к труду и обороне Родины). При этом основополагающим принципом физкультурного воспитания должно быть единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании личной физической культуры, обусловливающее тесную взаимосвязь в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер воспитанников.

Педагогу необходимо иметь в виду и различать знаемые (называемые учащимися в анкетах, беседах) мотивы от реально действующих. Как показали наши исследования, социально значимые мотивы называются школьниками уже в младшем возрасте, но они не являются реально действующими.

Мотивы занятий физическими упражнениями тесно взаимосвязаны между собой, они находятся не только в единстве, но и в постоянной борьбе. Важно изучить, каково их соотношение на разных возрастных этапах развития личности и какова степень индивидуальности мотивации. Знание особенностей мотивации занимающихся поможет педагогу воспитать внутреннюю мотивацию занятий физической культурой, т.е. сформировать интерес к занятиям как основу личной физической культуры школьников и студентов.

Рекомендуемая литература

1. Божович, Л.И., Благонадёжина, А.А. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Л.И. Божович, А.А. Благонадёжина - М.: Педагогика, 1972. - 180 с.

2. Выдрин, В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): учеб. пос. / В.М Выдрин - Л.: ГДОИФК, 1988. - 43 с.

3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека/ Л.И. Лубышева - М.: ГЦОЛИФК, 1992

4. Маркова, А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников/ А.К.Маркова, А.Б. Орлов., Л.М. Фридман - М.: Педагогика, 1983. - 65 с.

5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физ. учеб. заведений/ Л.П. Матвеев – Спб.: Изд-во «Лань»; М.: ООО Изд-во «Омега-Л», 2004. – 160 с.

6.Теория физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

7.Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов– М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 480 с.

8. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Г.И Щукина. - М.: Просвещение, 1979. -180 с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: