Доходы и расходы бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в соответствии с законодательство за исключением ДС, которые явл-ся источником финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Доходы можно классифицировать:

1. По юридической форме

a. Налоговые доходы (доходы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах в виде региональных, федеральных и местных налогов, а также доходы от спец налоговых режимом и штрафы и пени за нарушения налогового законодательства, они имеют первостепенное значение в связи с особыми признаками этих доходов, они выполняют не только фискальную функцию, направленную на постоянное поступление в бюджет денежных средств, но и регулирующую функцию – проявляется как в отношении налогоплательщиков, так и путем установления платежей, которое ограничивает деятельность субъектов в тех или иных отраслях, также проявляется в межбюджетных отношения). Современные налоговые доходы можно разделить:

i. Доходы от налогов, которые закреплены за определенным уровнем бюджетной системы (федеральные – НДС (НКРФ - ставка 18%, а зачисляется полностью в федеральный бюджет), акцизный налог, НДФЛ, ЕСН (ставка общая, которая делится в зависимости от налогоплательщика на несколько частей – н: организации и ИП – при налоговой базе до 200 т.р. – налог 26% - их них 20% зачисляется в федеральный бюджет, 2,9% - зачисляются в фонд социального страхования, 1,1% - зачисляется в фонд обязательного медицинского страхования, 2% - зачисляется в территориальных фонд медицинского страхования), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование животным миром, государственная пошлина, региональные – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (ставка устанавливается законами субъекта, доходы зачисляются в бюджет субъекта РФ), и местные налоги – земельный налог и налог на имущество ФЛ), доходы зачисляются в соответствующий бюджет, по ставкам, которые установлены налоговым законодательством, бюджетным нормативом 100%, перечень установлен НКРФ, по некоторым видам налогов – общая ставка делится на 2 ставки, а доходы от этих налогов зачисляются в 2 или более бюджета (н: налог на прибыли организаций – ставка 20% - 2% - зачисляется в доход федерального бюджета и 18% - зачисляется в доход бюджета субъекта РФ).

ii. Доходы, которые отчисляются от федеральных налогов и сборов для субъектов, региональных налогов и сборов для муниципальных образований по нормативам отчисления, предусмотренные бюджетным законодательством или по нормативам, установленным ОГВ субъекта РФ. Эти доходы показывают регулирующую функцию налогов и регулируют межбюджетные отношения между бюджетами разных уровней. В бюджет субъекта РФ зачисляется налоговые доходы от федеральных налогов и сборов по тем видам и в тех размерах, которые прямо установлены бюджетным кодексом (н: НДФЛ – федеральный налог и от этого налога в бюджет субъекта РФ зачисляются доходы по нормативу 70%, в бюджет городского округа – 30%, в бюджет поселения – 10% из соответствующей территории МО). Они м/б переданы полностью или частично в нижестоящий муниципальный бюджет.

При формировании налоговых доходов все публичные образования должны исходить из следующего:

1. Установление новых видов налогов, их отмена, изменения производится в соответствии с налоговым законодательством, ведение региональных и местных налогов, установление налоговых ставок и предоставление налоговых льгот производится в пределах компетенции, установленной налоговым законодательством для субъектов РФ и МО.

2. Законодательство налогов и сборов (федеральные законы, законы субъектов РФ, акты представительных органов МО, которые вносят изменения, приводят изменение доходов бюджета и вступают в силу в очередном финансовом году, д/б приняты до внесения проекта закона о бюджете на очередной финансовый год).

3. Изменение законодательства о налогах и сборах, которые вступаю в силу в течении текущего финансового года и приводят к изменению доходов бюджета допускаются только при внесении соответствующих изменений в закон о бюджете.

a. Неналоговые доходы – доходы от использования имущества, нах-ся в гос-ной или муниципальной собственности (доходы от арендной и иной платы за передачу в возмездное пользование гос-ное или муниципальной имущество, средства получаемые от передачи данного имущества в залог или доверительное управление, плата за пользование бюджетными кредитами, доходы в виде прибыли от находящиеся в виде вкладов в хозяйствах и обществах, а также дивиденды по акциям, доходы от продажи данного имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетному учреждению – зачисляются в соответствующий бюджет по подчиненности бюджетного учреждения, средства полученные в результате применения мер гражданско – правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, разнообразные конфискации, компенсации, возмещение вреда и иные суммы принудительного изъятия – суммы денежных взысканий подлежат зачислению в бюджеты в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, бюджетный кодекс в зависимости от состава административных, налоговых правонарушения устанавливает уровень бюджетной системы и размер дохода, зачисляемый в соответствующий бюджет – н: денежные взыскания за нарушение уголовного законодательства по лесным и водным объектам, зачисляются в соответствующий бюджет по нормативу 100%). В таком же порядке определяются доходы за нарушения законодательства о налогах и сборов. Суммы денежных взысканий, исчисляемых исходя из сумм налогов и сборов зачисляются в бюджеты бюджетной системы по нормативу отчислений, которые установлены бюджетным законодательством – также как и НДФЛ↑. Суммы денежных взысканий за административные правонарушения зачисляются в фед. бюджет по нормативу – 50% и в бюджеты мун. районов, городских округов, городов фед. значения, по месту нахождения органа или должностного лица, вынесшего решение о штрафе – по нормативу 50% (глава 15 КоАП). Иные неналоговые доходы – относятся доходы, предусмотренные соответствующей подгруппой бюджетной классификации доходов. Бюджетным кодексом отдельные виды неналоговых доходов закрепляются за конкретным уровнем бюджетной системы – н: в зависимости от личных прав на лесные объекты – в федеральный, субъекта, МО, таможенные налоги – в фед. бюджет, прибыль от деятельности ЦБ РФ – в фед. бюджет. Также зачисляются доходы об использовании земель.

b. Безвозмездные перечисления:

i. Дотации и субсидии из бюджетов других уровней

ii. Субвенции из фед.бюджета или из бюджета субъектов РФ

iii. Другие межбюджетные трансферты

iv. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц

v. Безвозмездные поступления от м/н организаций и государств

vi. Добровольные пожертвования

II. По порядку и условиям зачисления в бюджет доходов

a. Собственные доходы – доходы, закрепленные к бюджету (к ним относятся налоговые доходы, которые зачисляются в соответствующий бюджет в соответствии с БК и НК, а также неналоговые доходы и доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций)

b. Регулирующие доходы – фед. и региональные налоги и сборы, иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов и местные бюджеты. (понятие таких доходов исключено из БК, но по своему содержанию это понятие соответствует право передачи доходов бюджетов и закрепление полномочий по нормативов отчислений). ОГВ субъектов РФ обязаны установить единые или дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от некоторых видов налогов, в том числе федеральных налогов.

c. Заемные доходы – особенностью явл-ся то, что они используются ОИВ и они используются для покрытия бюджетных расходов на условиях возвратности и платности, а также используются исключительно в случаях установленных бюджетным законодательством

Доходы, которые явл-ся источником формирования бюджетов зачисляются на счета ФК РФ, которое ведет учет доходов, поступивших и производит распределение доходов в соответствующие бюджеты в установленных нормативов. Учет и распределение доходов между бюджетами производится в соответствии с кодами бюджетной классификации, которые указываются в расчетных документах.

Органы ФК РФ перечисляют поступившие доходы на единый счет соответствующего бюджета.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Расходы бюджета – это денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, которые явл-ся источником финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, финансирование которых производится в очередном финансовом году из соответствующих бюджетов.

Возникают на основании:

1. Принятых законов, иных НПА, заключенных договоров и соглашений по предметам ведения РФ, субъектов РФ, вопросов местного значения и при осуществлении ОГВ субъекта РФ или ОМСУ отдельных государственных полномочий, переданных государством субъекту РФ, либо субъектом ОМСУ

2. На основании принятых законов и иных НПА по вопросам, отнесенным к предмету совместного ведения РФ и субъекта РФ в соотв. с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных, исполнительных органов субъекта РФ»

3. Расходные обязательства возникают при передаче отдельных полномочий гос-ва субъектам РФ и МО – обязанность РФ предоставить из фед. бюджета межбюджетные трансферты в форме субвенций.

4. На основании заключенного договора бюджетного учреждения в интересах соответствующего публично – правового образования.

В С/о ряд гос. полномочий, переданных МО, в бюджете С/о также устанавливаются субвенции для МО, для финансирования расходов по составлению списка присаженных заседателей, на осуществление государственных полномочий по учету первичного воинского учета для тех территорий где отсутствуют военные комиссариаты.

Расходные обязательств устанавливаются ОГВ и ОМСУ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также исполняется за счет средств гос. внебюджетных фондов и гос. территориальных внебюджетных фондов.

Расходные обязательства при передаче гос. полномочий субъекта МО устанавливаются законами субъекта и НПА МО в соответствии с ФЗ и законам субъекта РФ, исполняются за счет средств и в пределах предоставленных субвенций из фед. бюджета или бюджета субъекта РФ. ОГВ субъекта и ОМСУ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, которые отнесены к федерации и субъектов РФ.

При наличии собственных средств вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, которые не отнесены к компетенции РФ, ОМСУ и не исключены их компетенции субъекта РФ и МО.

ОГВ обязаны вести реестры расходных обязательств (РРО – это перечень законов, иных НПА, которые устанавливают обязательства и правовые основания для расходных обязательств с указанием статьи, части, пункта, подпункта закона или иного НПА с оценкой учета ассигнований необходимых для исполнения). РРО ведутся в порядке, установленном исполнительными органами власти. Для РФ порядок ведения реестра установлен ПП РФ от 16.07.2005г. №440. В С/о ПП С/о от 12.01.2005г. №1053. В г.Екатеринбурге принят ГД 23.05.2006г.

Расходование бюджетных средств происходит в форме бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования – это предельный объем денежных средств, необходимый для финансирования расходных обязательств, которые подлежат исполнению в очередном финансовом году (т.е. бюджетные обязательства). К ним относятся следующие виры расходов:

1. Ассигнования на оказание государственных и муниципальных услуг, в том числе расходы на оплату гос. и муниципального образования

2. Расходы на социальное обеспечение населения

3. Бюджетные инвестиции

4. Субсидии ЮЛ и ФЛ, которые явл-ся производителями работ, товаров и услуг

5. Бюджетные кредиты

6. Межбюджетные трансферты

7. Бюджетные ассигнования субъектам международного права

8. Расходования на обслуживания гос. или муниципального органа

9. Расходы по исполнению судебных актов по искам РФ, субъектов РФ и МО

10. Расходы на формирование резервных фондов исполнительными органами власти и на формирование резервного фонда Президента РФ.

Ассигнования на оказание государственных и муниципальных услуг обеспечивает финансирование расходных обязательств в виде предоставления ФЛ и ЮЛ гос-ных или муниципальных услуг, а также финансирование обеспечения заказов гос-ва и МО, финансирование оборонного заказа, обеспечивает инвестиции объектов гос-ной или мун-ной собственности. Ассигнования на оказание государственных и муниципальных услуг также предусматривают расходы на оплату труда и компенсационные выплаты работником ОГВ, МСУ, гос-ным и мун-ным служащим и иное содержание бюджетных учреждений.

Гос-ные и мун-ные услуги – это услуги, предоставляемые ЮЛ и ФЛ безвозмездно или по установленным тарифам на основании гос-ного или мун-ного задания. Также это своеобразная конкретизация расходного обязательства. Оказание таких услуг производится на основании административных регламентов. Порядок разработки этих регламент разработан ПП РФ от 10.11.2005г. целью формирование задания явл-ся установления связей с целью финансирования ассигнований и существующей потребностью этих услуг. Задание должно содержать выписку из реестра расходных обязательств, определение категории ФЛ и ЮЛ, которые явл-ся потребителями этих услуг, показатели, которые характеризуют качество и объем услуг, порядок оказания услуг, предельные цены на оплату услуг (если они оказываются на платной основе). Порядок контроля за исполнением задания – отчетности об исполнении задания. Требования о принятии задания вступило в силу с 01.01.2009 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: