Лек 7Тема № 6 Шиномонтажное оборудование (изучаем на практике)

При классификации шиномонтажных стендов они могут быть разделены на основополагающие группы в зависимости от двух факторов — положения продольной плоскости колеса при демонтаже — монтаже шины и способу отрыва шины от диска перед ее демонтажом с него.

По расположению колеса на стенде оборудование разделяется на три группы:

1) с горизонтальным расположением колеса при демонтаже — монтаже шины и вертикальным расположением колеса при отрыве шины от диска;

б) с горизонтальным расположением колеса при демонтаже — монтаже шины и при отрыве шины от диска;

в) с вертикальным расположением колеса при демонтаже — монтаже шины и при отрыве шины от диска.

По способу отрыва шины от диска перед ее демонтажом различают следующие группы оборудова­ния:

стенды, в которых отрыв шины от диска осуществляется давлением специальной лопатки на шину при неподвижном колесе;

стенды, в которых отрывное усилие создается за счет действия нажимного ролика на покрышку вращающегося колеса.

Шиномонтажные стенды для колес легковых автомобилей имеют комбинированный привод (электромеханический — для привода монтажного стола, и пневматический — для остальных механизмов), стенды для работы с колесами грузовых автомобилей и автобусов оснащены либо только гидравлическим приводом, либо комбинированным (электромеханическим и электрогидравлическим).

Рассмотрим устройство типового стенда для шиномонтажных работ с колесами легковых автомобилей. Питание стенда сжатым воздухом осуществляется от централизованной воздушной сети производст­венного помещения шиномонтажного участка, поэтому в конструкции стенда присутствуют только блок под­готовки воздуха и пневматические исполнительные механизмы. Блок подготовки воздуха включает фильтр — влагоотделитель, маслораспылитель, распределительную пневмоаппаратуру и редукционный клапан. Стенд управляется с помощью педалей.

Корпус является основным элементом стенда. В нем находятся привод монтажного стола, привод отжимной лопатки, система подготовки воздуха, система управления.

Монтажный стол имеет зажимное устройство в виде четырехку- лачкового самоцентрирующегося патрона с приводом от двух пневматических цилиндров, что обеспечивает достаточное зажимное усилие. Пневматические цилиндры и рычажный механизм раздвигания кулачков закреплены на нижней плоскости стола. Для работы с разными конструкциями дисков автомобильных и мотоциклетных колес стенд комплек­туется набором сменных кулачков различной высоты с металлическими и пластмассовыми губками.

Стол может вращаться с разными скоростями как по часовой, так и против часовой стрелки. Привод вращения стола состоит из двух- скоростного электродвигателя, ременной передачи и одноступенчатого червячного редуктора. В выходном валу редуктора имеются каналы для подвода сжатого воздуха к зажим­ным цилиндрам стола. Управление приводом осуществляется от педали.

Перед демонтажом шины с диска ее отбортовывают, т. е. отжимают борт шины от диска. Механизмотжима — рычажный с пневматическим приводом. Рабочий орган механизма — монтажная лопатка. Пнев­матический цилиндр (в одних моделях — одностороннего действия с возвратом от пружины, в других — двустороннего действия) через систему консольных рычагов перемещает монтажную лопатку, которая да­вит на борт шины вертикально установленного около боковой стороны корпуса стенда колеса и отрывает его от диска. Управление механизмом осуществляется от педали.

Монтажная колонна состоит из стойки, поворотной или выдвижной консоли и монтажной штанги с укрепленной на ее нижнем конце монтажно-демонтажной головкой. Монтажная головка может перемещать­ся вверх — вниз, фиксироваться в определенном положении с помощью рукояток и отклоняться в сторону вместе с консолью. В одних моделях стендов монтажная стойка неподвижно закреплена на корпусе, в дру­гих — для удобства работы имеет возможность отклоняться назад.

Общепринято разделять шиномонтажные стенды для обслуживания легковых колес на стенды полу­автоматические и автоматические. Различие между ними заключается в следующем.

В полуавтоматических стендах лапка подводится вплотную к закраине диска и фиксируется верхним рычагом, при данной фиксации происходит одновременный подъем монтажной лапки вверх от диска на расстояние 1,5-2 мм — необходимый технологический зазор, предохраняющий диск от повреждения. Для отвода лапки в сторону в горизонтальной плоскости необходимо вращать винт в верхней части стенда, обеспечивая такой же зазор (1,5—2 мм) для тех же целей.

В автоматических стендах достаточно подвести штангу с лапкой вплотную к диску и нажать кнопку фиксации пневматики стенда. Помимо фиксации лапки автоматически обеспечиваются два зазора одновре­менно (вверх и в сторону). Данное положение штанги может быть использовано для обслуживания всего комплекта одинакового размера колес.

При работе на автоматических стендах с откидной колонной для того, чтобы установить новое коле­со на стенд, достаточно нажать на педаль и колонна уже с фиксированными положениями монтажной го­ловки откинется назад. После установки нового колеса на стенд нажимается та же педаль и колонна воз­вращается в первоначальное рабочее состояние.

В автоматических стендах с неподвижной колонной и подвижной консолью установка монтажной головки при смене колеса производится также двукратным нажатием на педаль, при этом штанга автомати­чески поднимется вверх и отведется назад подвижной консолью, а после установки нового колеса консоль и штанга вернутся в первоначальное состояние.

Для облегчения посадки и накачки бескамерных шин стенды могут быть оборудованы системой бы­строй подачи воздуха (взрывной накачкой) в шину и в зазор между бортом шины и ободом диска для созда­ния нижнего воздушного запорного кольца. Эта система (рисунок 6.5) включает в себя следующие элемен­ты: инфлятор — специальный воздушный ресивер на 15—20 литров сжатого до 600—750 КПа воздуха; за­порный клапан; воздуховоды к зажимным кулачкам; специальные кулачки с отверстиями для выпуска воз­духа в зазор между шиной и диском; шланг с наконечником для накачки шины воздухом под безопасным давлением (350 КПа) и манометр.

Включение системы взрывной накачки шины производится педалью.

Для легкого и безопасного демонтажа — монтажа низкопрофильных шин рядом фирм — производи­телей оборудования предлагаются дополнительные устройства — манипуляторы, устанавливаемые практи­чески на любые модели выпускаемых ими шиномонтажных стендов. Эти устройства носят название «третьярука». Они смонтированы на жесткой стойке и включают в себя ряд рычажных механизмов, приводимых в действие вручную или от пневмопривода, с рабочими органами в виде дисков, лапок, конусных и цилиндри­ческих валиков и др..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: