Не вдаваясь в теоретические дискуссии о категории имидж и признавая их незавершенность, считаем, что политический имидж являясь феноменом массового сознания, функционирует как образ-представление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики субъекта политики. В современной науке выделяют различные типы имиджей. В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации имиджи делят:
1) по объекту (персональный и кооперативный),
2) по соотношению с другими объектами (единичный – множественный),
3) по содержанию (простой-сложный),
4) по оригинальности характеристик (оригинальный-типичный),
5) по контексту имиджирования (личный, профессиональный, политический),
6) по полу (мужской – женский),
7) по возрасту (молодежный-зрелый),
8) по социальной категории (имидж политика, бизнесмена и т.д.),
9) по длительности существования (общий – ситуативный),
10) по параметрам проявления (средовой, габаритарный, овеществленный, вербальный, кинетический) и др.
Все указанные основания применимы и к имиджу в политике. Можно выделить и различные основания примен6имые лишь к политическим имиджам:
1) по субъекту (имидж политического деятеля, имидж партии, движения),
2) по стадии избирательной кампании (исходный, текущий, вторичный),
3) по категории(реальный – идеальный),
4) по модальности (позитивный – негативный),
5) по сопоставительному признаку (имидж кандидата - конкурента) и др.
В пространство имиджей политический имидж включается, идентифицируясь с существующими в отдельных подсистемах имиджами. Это отнесение в ситуациях прямого возникновения имиджа происходит вследствие наблюдения, общения и взаимодействия с субъектом политики на основе его семиотических проявлений в коммуникации. В случаях косвенного формирования имиджа его отнесенность задается терминологически (например, это представитель единой России).
Какова роль имиджа? Главными функциями имиджа являются:
- экзистенциональная (бытийная представленность субъекта политики в сознании других людей);
- социокультурная (идентификации с определенными категориями поля имиджей);
- объективации внутренних характеристик носителя имиджа (физических и психических);
- аттитюдная (формирующая установку);
- отношенчески-детерминирующая
- номинативная - имидж обозначает, выделяет, отстраивает, дифференцирует личность политика в среде других, демонстрирует отличительные ее качества, подчеркивая достоинства;
- мобилизующая, побуждающая к политической активности;
- эстетическая - имидж призван облагородить впечатление, производимое на публику лидером или организацией;
- коммуникативная - имидж связывает политика и целевую аудиторию, отвечая на запрос электората.
Имидж определят отношение к субъекту политики, как в ситуациях формирования первого впечатления, так и в контексте последующих контактов. Основная часть взаимодействий (не считая контактов с близкими людьми и коллегами) строиться именно на основе имиджа. Поэтому политик, владеющий технологией имиджирования, адекватно своим задачам, попадает в ситуацию более легкого прохождения определенных этапов построения траектории карьеры и судьбы в целом.
Политический имидж - сложный, многофакторный феномен, его специфика связана с особенностью политики как видом деятельности, ее местом в жизни людей и характером деятельности политического лидера или организации. Роль эффективного политического имиджа проявляется как в высоком рейтинге популярности его носителя, так и в возможностях влияния на формирование общественного мнения, действенного формирования политической деятельности государства в целом.
Таким образом, имидж, влияя на судьбу политика, как содержательно, через те социальные роли и позиции, уровень которых достигается субъектом, так и в темпокорректирующем плане - облегчая или затрудняя продвижения человека к достижению центральных смыслообразующих целей его жизни. Роль имиджа в жизни и объясняет интерес к данной проблематике, как у политических деятелей, так и у широкого круга профессионалов и обычных граждан.