Правовой статус федерального казначейства (ФК)

В отличие от минфина, которое не имеет территориальные органы, федеральное казначейство имеет территориальные органы (УФК – управление федерального казначейства). Есть еще ОФК – это подразделение УФК в районах.

Структура органов ФК.

Центральный аппарат, межрегиональное казначейство (Приказ Минфина 29.03.11 №36н), УФК, ОФК.

Какие основные функции выполняют органы ФК? Можно зайти на roskazna.ru.

Поскольку органы ФК – это те органы, с которыми мы будем иметь дело все 2 семестра, поэтому для того, чтобы возник первый уровень понимания, нам нужно с основными функциями ознакомиться, но они сложные. Поэтому РОЛИ ФК в организации и осуществлении операций со счетами бюджета.

Итак, у нас есть центральный орган ФК, есть управление ФК и отделения ФК. Есть еще межрегиональное казначейство.

Зачем государству понадобились органы ФК?

Деньги РФ лежат в ЦБ. В ЦБ открываются счета. Счета открываются лицам. Счета открываются органам ФК (самому ФК, УФК). Именно на этих счетах сосредотачиваются средства бюджетов (федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов).

Очевидно, ФК осуществляет операции по этим счетам, но собственного усмотрения по распоряжению средств на этих счетах ФК не имеет.

Кто должен давать ФК распоряжения? В УФК и ОФК открываются так называемые «лицевые счета». Кому они открываются? Органам государственной власти, бюджетным и казенным учреждениям. Это лицевые счета.

Лицевой счет – это НЕ банковский счет, это счет АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА (там отличается объем наших прав в денежном выражении). Исходя из того, какой у нас объем прав в денежном выражении, возникает ситуация, связанная с тем, что кто-то должен давать указания банку как тратить деньги. Эти указания дают учреждения казначейству, органы государственной власти и все лица, которые имеют лицевые счета. Причем важно, что те, кто оперируют бюджетными средствами, не имеют права открывать банковские счета.

Так вот когда у органов государственной власти и др. лиц возникает необходимость заплатить зарплату, заплатить по договору, они идут в ФК, где у них открыт лицевой счет. Когда орган ФК получит соответствующие указания, они принимают к исполнению те платежные документы, которые предоставляются ему от распорядителей бюджетных средств.

Дальше, ФК, проверяя представленные документы, либо дает разрешение на проведение данной операции, либо не дает такого разрешения.

После того, как орган ФК этот платеж санкционировал, денежные средства списываются со счета ЦБ.

Таким образом, кассовое исполнение бюджета (осуществление операций по учету) осуществляется органами ФК. Это всё на федеральном уровне.

У субъектов и МО ситуация более сложная, о чем мы будем говорить.

Казначейство – это большая как бы бухгалтерия. Это система органов, которая осуществляет учет и проведение операций.

Казначейство также осуществляет и операции по доходам. Ибо доходы так же вносятся на счета ФК в ЦБ.

Пример: когда мы платили госпошлину в суд, например, там пишется в платежке УФК по Санкт-Петербургу и т.д.

Основная роль органов ФК: на их счетах аккумулируются доходы всей бюджетной системы РФ, и с этих счетов осуществляется и расходование бюджетных средств. Все эти операции проводит ФК вместе с ЦБ. ФК осуществляет весь учет соответствующих операций.

Что касается субъектов РФ и МО, то где открыт счет Комитета финансов по СПб? В УФК по Санкт-Петербургу. УФК открывает счет этому комитету в ЦБ.

До некоторого момента законодатель давал возможность субъектам и МО открывать счета самостоятельно в кредитных организациях и ЦБ, но сейчас в ст.215.1 БК предусматривается, что обслуживание всех счетов кассовым образом бюджетной системы (в т.ч. субъектов и МО) должно осуществляться через органы ФК.

Кстати, ничто не мешает субъектам и МО создать собственное казначейство. Мы сейчас же говорим только о ФК.

Почему РФ сказала – все через органы ФК? Потому что РФ должна получать информацию, осуществлять контроль и управлять публичными финансами на всех уровнях.

Москва в свое время пошла в КС с требованием признать эту норму неконституционной. КС сказал, что ФК средствами не распоряжается, оно лишь будет исполнять указания органов и учреждений субъектов РФ и МО. То есть, по сути, эта норма призвана лишь раскрыть информацию по операциям субъектам и МО.

У нас 5 субъектов, которые вообще без дотаций живут: Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Ямало-Ненецкий, и еще какой-то нефтегазоносный регион. Все остальные субъекты РФ в той или иной степени получают дотации. При этом, все высокодотационные субъекты – это Кавказ.

Какие основные полномочия у органов ФК? Ст.166.1 БК РФ:

- открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях (это исключение, общее правило – только в ЦБ) счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ,

- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленный БК, законом (решением) о бюджете,

- перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей,

- осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке,

- ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета,

- осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований)

- осуществляет приостановление операций по лицевым счетам (это принуждение, но не ответственность), открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах ФК,

- доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Минфином бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств,

- обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, финансовых органов, распорядителей или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах ФК,

- осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета,

- осуществляет учет бюджетных обязательств,

- осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней, за исключением государственных внебюджетных фондов (до 2014 года).

На уровне субъектов и МО тоже есть свои финансовые органы. У нас в СПб – это Комитет финансов СПб.

У любого публично-правового образования должен быть финансовый орган.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: